В издательстве «Бомбора» вышла книга «Красавчики. Художники XX века. Истории, которые потрясли мир». Одна из глав посвящена Казимиру Малевичу. В отрывке узнаете, почему отец запрещал художнику поступать в академию, как супрематист встретил свою жену Казимиру и зачем Малевич подделал возраст в документах.
Казимир Малевич родился в Киеве в 1879 году в многодетной семье. Он часто говорил о том, что корни его семьи польские, и даже иногда писал свое имя на польский манер — Kazimiers Malewicz. В некоторых биографиях можно увидеть год рождения 1878-й, и я хочу сразу дать пояснение на этот счет. Дело в том, что Казимир довольно рано задумал жениться и, чтобы избежать проблем, увеличил себе возраст в документах на год. Но историки искусств нашли бумаги, подтверждающие то, что родился и был крещен Малевич в 1879 году. Вот так получается. Сегодня, чтобы обрести любовь, многие пытаются молодиться, а вот Малевичу ради любви пришлось состариться.
Папа Казимира работал на заводах по производству сахара, поэтому большую часть своего детства он провел в украинских деревеньках. Рос Казимир среди крестьян, которые навсегда станут одним из главных источников его вдохновения. Он считал их создателями прекрасного искусства. Казалось бы, крестьяне много работают, сильно устают, сложно представить их увлекающимися искусствоведением, например. Но суть была в другом. Они, не зная законов создания искусства, которым годами учатся в специальных университетах, старались сделать красивым свой быт. Украсить дом, одежду, посуду, убранство к праздникам. Рисовали коников*, козлов, традиционные орнаменты. Они делали это отчасти основываясь на опыте поколений, а отчасти интуитивно — от сердца. А ведь если задуматься, интуитивное искусство — это главный идеал авангардистов ХХ века. Творить вне рамок и шаблонов.
Подобно тому, как Пикассо восхищался искусством Африки, Малевич восхищался славянским народным искусством, трепетно хранившим и преумножавшим свои традиции на протяжении веков.
Причем не только вдохновлялся, но и трансформировал его. Спроецировал его идеалы в плоскость авангарда. То есть, когда Пикассо проецировал африканскую культуру в свое искусство, он все равно работал с чужой себе культурой. А Малевич работал с культурой славянской, своей культурой. И трансформировал ее. И это мне кажется особенно ценным и захватывающим!
«Одно великое отличие рабочих от крестьян: рисование. Рабочие никогда не рисовали, а потому были неспособны украшать свои дома, а также не интересовались искусством — в противоположность крестьянам. Деревня же занималась искусством (хотя этого слова я тогда не знал). Говоря более точно, они создавали предметы, которые я любил. Именно в этих предметах таится секрет моей симпатии к ним», — Казимир Малевич.
Но очень важно и то, что еще одним источником вдохновения маленького художника были иконы. Они были в каждом доме вне зависимости от того, куда переезжала семья Малевича. Казимир познавал художественное искусство по законам иконописи. С обратной перспективой, где человек писал не свой мир, а мир божественный, в котором не действуют законы физики. И писал человек не человека, а святых, Иисуса Христа. Впервые Малевич столкнулся со светским портретом, когда ему было 11. Они с отцом поехали в город, и в одной лавке он увидел картину, написанную в реалистической манере. На ней была изображена женщина за чисткой картошки. Такого он еще не видел и был очень впечатлен.
Казимир позже говорил о том, что он родился супрематистом и родился художником. Причем он был художником, не умея рисовать. Не владея ни техникой, ни теорией, он художественно мыслил, вдохновляясь светом луны, линией горизонта, красками полей. Он долго рисовал интуитивно. Он не посещал выставок, первое, что он начал пытаться копировать и повторять, — те самые народные узоры, а позже стал перерисовывать картинки из журнала «Нива». Между прочим, папа Казимира — Северин рисовал очень неплохо. Именно у него наш герой учился и даже смог превзойти его в мастерстве. Северина это очень умиляло ровно до тех пор, пока Малевич не задумал выбрать путь художника в качестве карьерного пути.
Карьера художника никак не вписывалась в планы отца, который специально брал сына с собой на заводы, пытаясь вырастить в нем любовь и интерес к машинам и производству. Но тщетно. Мы уже обсуждали с вами на примере Поля Сезанна, сколько бы ни старались родители, как бы ни стремились дать детям «нормальную» профессию, если в семье рождается художник — этого не изменить. Никакие тонны дипломов, планов и железных аргументов не смогут стать преградой. Художник пробьется. Вы наверняка умилялись, когда видели на улице в урбанистическом пейзаже, где только асфальт на дорогах и плитка на тротуарах, пробивающийся сквозь трещинку в асфальте тонюсенький, но живой и зеленый стебель травы или одуванчик. Жажда жизни настолько сильна, что найдет где прорасти! Так же и с художником. Просто у каждого свое время всхода.
Северин Малевич своему наследнику такой участи не желал. Он неоднократно предостерегал его, говоря, что все художники сидят в тюрьме. Конечно же, это не так. Но отец на самом деле будто непроизвольно предсказал один тяжелый период сына, которого мы в этом рассказе обязательно коснемся.
Тем не менее Казимир сдаваться не хотел. Он попросил папу отправить прошение на обучение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но Северин тихонько оставил его в своем столе, сказав сыну, что его не взяли из-за слишком юного возраста.
А что же мама? А мама у Казимира сыграла важнейшую роль в его становлении как художника и жизни как художника. Людвига Александровна была женщина простая. Вела хозяйство, очень любила детей и мужественно взяла на себя их обеспечение после смерти супруга в 1902 году. А детей в семье было восемь. Это те, кто выжил, рождалось больше, но не все задерживались в этом мире.
Людвига Александровна прекрасно вышивала и научила этому Казимира.
В то время, когда отец и слышать не хотел про сына-художника, с мамой он мог делиться своими мыслями и мечтами. Когда Малевичу было 15, она купила ему первый набор красок — целых 54 цвета! Этим символическим поступком Людвига будто отворила ему двери в большой мир искусства. Художник начал творить.
Чтобы чуть больше раскрыть образ души Людвиги Александровны, расскажу вам о еще одном ее поступке. Будучи ребенком, Малевич подружился с соседским мальчишкой Колей. Он был из неблагополучной семьи алкоголиков, им совсем не занимались. Коля любил проводить время у Казимира и делился тем, что хотел бы заниматься музыкой, если бы у него была на то возможность. Людвига подарила мальчику скрипку. Он вырос и стал известным дирижером, педагогом и композитором Николаем Рославцем**.
До чего же легкая рука была у Людвиги. Мальчик, которому она подарила скрипку, стал известным музыкантом. Сын, которому она подарила краски, стал известным художником. Первой работой, которую создает юный Малевич, обретая краски, стала «Лунная ночь». В воспоминаниях Малевича из детства можно найти описания того, как он любил луну. Восхищался ей и ее светом, как любовался ее лучами в спальне глубокой ночью. Здесь автор очень солидарна с художником. Не могу оторвать взгляд от луны.
Друзья Казимира увидели в этой картине коммерческий потенциал, но Малевич тогда еще только начинал и был носителем, как модно сейчас говорить, синдрома самозванца. Тогда друзья втайне отнесли эту картину в лавку, где ее быстро купили за пять рублей. Более того, был получен заказ на следующую работу. Судьба «Лунной ночи» Малевича до сих пор неизвестна.
Череда переездов семьи сменилась переездом в город Курск в 1896 году. Отец устроился работать на железную дорогу. В то время дети подросли и нужны были деньги на их образование, поэтому Казимир с братом тоже устроились туда чертежниками. И вот именно там, на железной дороге, сформировался первый кружок по интересам вокруг Казимира Малевича. Думаю, тогда он и не догадывался, что пройдет время, и он сделает исторический вклад в историю работников железных дорог. Но об этом позже.
После работы на смене Казимиру и его приятелям было разрешено собираться в служебном помещении и рисовать.
На заработанные деньги они покупали все необходимое, вплоть до пресловутых голов Давида.
В то время Малевич восхищался передвижниками. Шишкин, Репин — их работы, которые он, конечно, видел лишь репродукциями, пленили его.
Ошибочно считать, что Малевич создал за свою жизнь только странные картины с геометрическими фигурами. Мне очень симпатичны его импрессионистские работы. Вот, к примеру. Именно в Курске Малевич впервые участвует в выставках. Собственно, они с единомышленниками и выступали организаторами этих выставок. Казалось бы, самое время сепарироваться, объявить отцу о том, что он случайно породил художника. Но Казимир начал с другого шока для семьи — он очень рано решил жениться. И имя его избранницы, барабанная дробь... Казимира!
Казимира Ивановна Зглейц. Меня же не одну потрясает, как эти двое нашли друг друга?
Семья не хотела такого раннего брака, но все же невестку встретила тепло и с любовью. Из писем младшей сестры Малевича Виктории мы узнаем, что Казимира была веселая, живая, очень помогала семье по хозяйству. Ее любили, только вот Казимир был так одержим искусством, что она томилась от недостатка его внимания. Ну, совсем уж без внимания она не осталась, ибо на свет появился сын Казимиры и Казимира — Толя. Казалось бы, семья растет, все трудятся, рождается малыш, все так неплохо идет. Но в 1902 году случается трагедия — умирает Северин Малевич. Глава и кормилец семьи. Казимир, как старший из детей, становится главным мужчиной. Его брат Мечислав был призван на Японскую войну и не мог помогать семье. Людвига старалась как могла. Она брала в Красном Кресте работу домой и вечерами вся семья — младшие дети, невестка — все что-то шили, перешивали, вышивали. Чтобы насобирать денег на скромную еду.
С уходом из жизни отца Малевич, с одной стороны, получает огромную ответственность за семью, а с другой — свободу выбора своего дальнейшего пути. И он выбирает свободу.
Казимир оставляет маму, сестер, жену с ребенком, берет сбережения и отправляется в Москву учиться рисовать. Он все мечтал поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Малевич любил рассказывать о том, что он туда поступил, но у него возник конфликт с преподавателем из-за неготовности второго к креативному подходу Малевича, поэтому наш герой гордо ушел оттуда сам. Но это не так. Он пытался поступать ежегодно с 1904 по 1907 год, но ни одна попытка не увенчалась успехом.
* Коник — уменьшительное от слова «конь».
** Николай Рославец (1881–1944) — русский и советский инструменталист, музыковед, скрипач и педагог.
10 января