«Большой художник. Большой человек»: как в Сети вспоминают Зураба Церетели

«Большой художник. Большой человек»: как в Сети вспоминают Зураба Церетели

На 92-м году жизни скончался скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Прочитайте, как в Сети вспоминают художника, его работы и вклад в искусство.

На гипотетический вопрос, какой художник наиболее заметен сейчас на московской сцене, можно дать вполне определенный ответ — Церетели. Его монументальные скульптуры, установленные в последнее время в Москве, заметны («видны издалека») и, кроме того, находятся в зоне публичного обсуждения. Это обсуждение проходит настолько возбужденно, что можно не сомневаться в том, что деятельность этого автора задевает сферу массовых неврозов. Свои скульптуры он, как мастер-иглоукалыватель, втыкает в самые болезненные точки коллективного «семиозиса», заставляя этот «семиозис» каждый раз содрогаться.
«Ты сегодня такой Пепперштейн»

Ушел Зураб Церетели. Большой художник. Большой человек. Большой гражданин. Большой меценат. Много еще в чем он состоялся, но об этом позже. Давайте запомним его <...> счастливым и за любимым делом. Зураб Константинович ушел в кругу семьи на 92-м году жизни от продолжительной болезни. Соболезнования родным и РАХ.
«Ку-ку»

Сейчас напишут многое, но две истории — навсегда со мной. Когда не стало Высоцкого, семье многие предъявили счета — Владимир Семенович должен столько-то.

Зурабу Константиновичу Высоцкий был должен колоссальную сумму, тысяч 40. Но он семье сказал: «В Грузии, когда человек умирает, семье помогают, а не берут с нее» — и от денег отказался. Наоборот, помог с похоронами. Эту историю мне не так давно подтвердил и Никита Высоцкий.

А история вторая — у Церетели имение в Переделкино. При жизни хотел сделать музеем, но возникло столько бюрократических проблем, что распорядился: пусть охрана пускает всех желающих так. Вот так я туда и проник. При этом сам Церетели жил себе в этом доме — а совершенно посторонние люди бродили по участку.

А там просто чудеса! Я-то ждал чего-то огромного, вроде бронзового Петра. Или того, что украшает его галерею на Пресне. Но вместо этого — изумительные миниатюрные фигурки. Одна прелестнее другой. Совсем другой Церетели!

«Голышак/Исполняет автор»

Зураб Константинович был мощной фигурой. И натюрморты его хороши, и чиновник он был талантливейший. Создал первый в России государственный музей современного искусства (ММОМА в 1999 году) с множеством филиалов и разветвленной выставочной и образовательной деятельностью.

Руководил Академией художеств, где реально помогал сохранять мастерские, поддерживал художников. Несмотря ни на что, это был человек, который отстаивал искусство. Кроме того, харизматичный и с живой душой.

Однажды он нам подписал книгу, нарисовав сердце и с грузинским акцентом прокомментировал: «Это значит „с любовью“!»

Большая утрата для российского искусства.

«Арт-консультант»

Советскую архитектуру 1960–1980-х невозможно представить без синтеза искусств — без сотрудничества архитекторов и монументалистов. И Церетели был в их первом ряду: он задавал тренды, его имя фигурирует в авторских коллективах множества первоклассных ансамблей — от курорта в Пицунде (1967) и Ленинского мемориала в Ульяновске (1970) до гостиничного комплекса «Измайлово» (1980) и мемориала на Поклонной горе (1995).
«Архитектурные излишества»

Церетели заполнял города России и мира вереницами брутальных объемов, осуществив, кажется, самый масштабный экспорт этой визитной карточки грузинской культуры.
«Бахчисарайские гвоздики»

Зураба Церетели похоронят в Грузии 27 апреля.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

22 апреля