Московские рестораны и кафе получат звезды: как их будут оценивать и на что это повлияет

Московские рестораны и кафе получат звезды: как их будут оценивать и на что это повлияет

Теперь власти будут оценивать московские кафе и рестораны, об этом сообщают «Известия». И результаты будут публичными. Минэкономразвития запускает пилотный проект — рассказываем, как это будет работать и чего ожидать рестораторам и гостям.


Как это будет работать

Теперь на кафе и ресторанах будут появляться не только рекомендации от разных сервисов, но и от Минэкономразвития — по задумке авторов, на заведения будут вешать звездочку или улыбающийся смайлик. Об этом заявил «Известиям» директор департамента в сфере контрольно-надзорной деятельности ведомства Александр Вдовин.

Предоставлено пресс-службой

По задумке властей, такая инициатива будет мотивировать владельцев бизнесов самостоятельно поддерживать высокий уровень сервиса. Однако авторы проекта еще не озвучили показатели, по которым они будут оценивать заведения. Обычно критерии проверки включают в себя соблюдение санитарных норм, правильное хранение продуктов, здоровье сотрудников, жалобы посетителей и проведение тренингов для работников.

Сооснователь AVA Team и концепт-шеф Артем Лосев подтвердил «Сити», что «любая система оценок — это стимул для развития и конкуренции, единственный вопрос — как это реализуют на практике, кто будет ставить оценки и какие».

Идея эта здравая, потому что сейчас последствия проверок остаются между чиновниками и проверяемым предприятием общепита. А потребитель, гость ресторана, на благополучие и безопасность которого направлены все эти мероприятия, вообще не является участником процедуры. Я систему этой публичной сертификации видел в Китае — там на видном месте висит зеленая, желтая или красная наклейка. Дальше потребитель уже сам решает, хочет он идти в ресторан с красной оценкой или нет. Тогда мотивация понятная — не ради чиновника стараться, а ради гостей.
Станислав Лисиченко
ресторатор, основатель ресторана «Китайские новости»

Михаил Голденков

«Как ресторан соблюдает нормативные требования, понятно без всяких проверок — вы либо видите массовые отравления в отзывах, либо не видите, — уверена Юлия Зверева, автор телеграм-канала Restosnob. — Репутация ресторана на уровне качества еды в том контексте, который касается пищевой безопасности, работает очень хорошо. Очередная проверка надзорных органов означает увеличение административной нагрузки на рестораны, все это удорожает себестоимость, а значит, и стоимость для потребителя».


Рейтинг кафе и ресторанов

Еще планируют сделать электронный рейтинг заведений, который будет работать и в других городах, но точных сроков пока нет. Он должен будет учитывать и общественную оценку заведений. Но пока не совсем понятно, что будут делать с ресторанами и кафе, нарушившими правила — оштрафуют, закроют или просто поставят низкую оценку в рейтинге.

Если вывешивать на дверях баллы за нарушения, возникает вопрос: как часто их обновлять? Мелкие недочеты исправляются быстро, и оценка может устареть за пару дней.

Я бы предложила сделать комплексную оценку «безопасности» заведения и отдать получение этой отметки на откуп предпринимателям в общепите. Популяризовать это среди ведущих игроков индустрии, а за ними подтянутся все остальные. Наличие такого знака будет конкурентным преимуществом, а отсутствие — показателем потенциального недобросовестного отношения.

Екатерина Бабкина
ресторатор, совладелец ресторана Capito

Предоставлено пресс-службой

Не все согласны, что низкое место в рейтинге вместо применения санкций будет полезно для сферы общепита. Глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов в разговоре с «Известиями» сообщил: «В такой чувствительной сфере, как общественное питание, с помощью звезд или баллов можно оценивать только сервис: удобство сайта, возможность бронирования столика, вежливость персонала, разнообразие меню, наличие детских комнат и т. д.».

«Тут, наверное, стоило бы начать сначала — а именно с правил и критериев оценки. Тогда можно было бы предметно обсуждать и ее эффективность, и применимость к реальности. Выиграет ли от этого потребитель — ну разве что тот, кто вообще не разбирается в ресторанах и наивно предполагает, что дыра в стене с надписью «кафе» — это безопасно (хотя даже дыры бывают разные, но классные — всем известны, особенно если вооружиться поисковиком)», — дополняет Юлия Зверева.

Предоставлено пресс-службой

Рейтинги не всегда показывают реальное положение дел в зале ресторана и на кухне, но они все равно играют важную роль при выборе заведения.

Есть рейтинги, например, „Яндекса“, они по-хорошему интересны и информативны, но мы понимаем, как они создаются, часто бывает, что их накручивают. И у всех баллы 4,8, 4,9, а то и 5. То есть у нас как будто отсутствуют плохие заведения. Туристы часто ориентируются на Tripadvisor. Посетители оценивают прежде всего соотношение цены и качества, атмосферу, сервис, вкус и расположение. Это составляет самую важную оценку для ресторана. Идея хорошая — главное, чтобы все было честно и была понятна механика.
Никита Татаев
основатель Coba, «Ткемали», «Кадрили»

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

23 апреля