5 режиссеров до 30 лет, за творчеством которых нужно следить

5 режиссеров до 30 лет, за творчеством которых нужно следить

Столичные театры штурмуют молодые режиссеры. О самых интересных рассказали в подборке.

Александр Карпушин, 25 лет
«Каренина», Театр на Таганке
«Во всем виноват театр», сцена «Мельников»

Александр Карпушин — ученик Дмитрия Бозина, заслуженного артиста РФ, режиссера и в былые годы ведущего актера Театра Романа Виктюка. В целом этот факт объясняет и эстетику работ Карпушина, и его невероятную плодовитость. Недавняя премьера молодого режиссера — «Каренина» на Новой сцене Театра на Таганке. И это шестая работа Александра только в вотчине Ирины Апексимовой, которой явно по душе эклектичность Карпушина.

Почти любой драматургический материал он открывает единым ключом — будь то инсценировка романа Льва Толстого, перенос на подмостки фильма Павла Лунгина или детская сказка. Взгляд из сегодняшнего дня, постирония, музыкальные номера — такой подход и дает возможность артистам раскрыться по максимуму, и зрителям нравится. Кроме Театра на Таганке, работы Карпушина можно увидеть и в других московских театрах. Самый очевидный вариант — драма «Во всем виноват театр» на сцене «Мельников».


Дмитрий Мульков, 25 лет
«Человек среднестатистический», Театр Ермоловой

Дмитрий Мульков родился в Пермском крае и свои первые сильные театральные впечатления получил на спектаклях европейских мэтров в рамках Дягилевского фестиваля. А после участия в сайт-специфичной постановке команды Rimini Protokoll — Remote Perm решил подать документы в питерский РГИСИ. Окончив мастерскую Анатолия Праудина, начинающий режиссер пустился во все тяжкие. Для «Театрального проекта 27» поставил подростковую музыкальную драму «Ключ от 505-й», для Театрального музея — альманах про великих актриса разных эпох «Выход в свет» (это все в Петербурге), для Пермского театра оперы и балета — спектакль-дрейф Location, а для «Театра-Театра» — аудиоспектакль «ПопуТТчики».

Приход Мулькова на столичную сцену был лишь делом времени. И вот в январе этого года Театр Ермоловой отдал ему свою Основную сцену. В рамках проекта [1,5] Дмитрий поставил спектакль «Человек среднестатистический», на который до сих пор собирается удивительная публика: с одной стороны, ведущие театральные деятели и критики, а с другой — обычные московские зрители. И те и другие смеются над остроумно придуманной историей на основе статистических данных про среднюю российскую семью. Очевидно, что у Мулькова большой потенциал, так что будем ждать премьер.


Саша Золотовицкий, 27 лет
«Коричневое утро», РАМТ
«Морж, учитель и поэт», МХТ имени А. П. Чехова

Младший сын ректора Школы-студии МХАТ пошел по стопам брата и стал режиссером. Его учитель — тот же Олег Кудряшов, выпустивший целую плеяду ведущих актеров и режиссеров — от Юлии Пересильд и Тимофея Кулибина до Льва Зулькарнаева и Ярослава Жевнерова, про которого мы расскажем ниже.

Саша Золотовицкий выбрал свою нишу: он создает спектакли для детей и молодежи. Чтобы лучше понять его стиль, посмотрите «Коричневое утро» в РАМТе, «Моржа, учителя и поэта» в МХТ имени Чехова, «Голиафа» в театре «Шалом» или «Мера за меру» в Маяковке. Сплав музыки, иронии и поп-культурного символизма вам гарантирован. А еще Саша Золотовицкий играет вместе с братом в электро-буги-группе Fire Granny, и их выступления — это отдельное удовольствие.


Полина Кардымон, 29 лет
«Песнь любви. Песнь скорби», театр «Шалом»

Полина работает в перформативном жанре и уже успела получить театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в эксперименте» за аудиальный перформанс «Детство. Коромысли. Глава 3». В родном городе, Новосибирске, она выпустила несколько постановок в театре «Глобус», стала соосновательницей лаборатории современного искусства Lab4dram, запустила книжный клуб Zvuk Bukv и сотрудничала с молодежным Первым театром.

Три года назад Полина переехала в Москву и за это время успела проявить себя на площадке «ГЭС-2» проектом «Инсектопедия» по одноименной книге Хью Раффлза, в Переделкине — детским спектаклем, на фестивале «Особый взгляд» — своим кураторством. Последняя премьера Кардымон — «Песнь любви. Песнь скорби» в «Шаломе». Это постановка по библейским текстам открывает московский период Полины в поиске новой театральности. В отличие от других работ Кардымон, по-настоящему новаторского тут немного — разве что выдвинутый пластическими средствами на передний план эротизм Ветхого Завета, подчеркивающий тезис «плодитесь и размножайтесь».


Ярослав Жевнеров, 29 лет
«Пиноккио», Театр на Таганке

Приехав из Тюмени, Ярослав Жевнеров окончил мастерскую Олега Кудряшова в ГИТИСе. Затем участвовал в большом количестве режиссерских лабораторий — Театра наций, РАМТа, «Свияжск АРТели», Театра на Васильевском и театра «На Литейном», что позволило ему выработать свой режиссерский стиль, близкий к масочному театру. В детском спектакле Театра сатиры «Поющий поросенок» и «Обычной человеческой истории» в «Шаломе», представляющей собой драму, переходящую в комедию и обратно, это не так очевидно. А вот в «Пиноккио» Театра на Таганке заявленный творческий курс виден в полный рост. Главное, что в использовании современных театральных приемов — от мэппинга до кукол и от изощренных световых решений до хореографических экспериментов — Жевнерову не изменяют вкус и чувство меры.

Текст: Максим Андриянов

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться