Выставки мая в Москве: идем по следам лемуров и Екатерины II

Выставки мая в Москве: идем по следам лемуров и Екатерины II

Колония бактерий оживляет кинетическую скульптуру в Новой Третьяковке, в галерее Art & Brut поселились лемуры, а посетителям «Винзавода» предлагают проверить зрение. Рассказываем, что еще можно увидеть на главных московских выставках в мае.

«Человек и нейросети: кто кого создает?»

Три месяца 11 современных художников экспериментировали с современными технологиями. Теперь их работы, созданные с использованием нейросетей, показывают в Новой Третьяковке.

Ян Посадский. А.Г.И. Государственная Третьяковская галерея

Ян Посадский «скормил» нейросетям 130 изображений работ из коллекции музея. Сгенерированное алгоритмом изображение он выдает за произведение вымышленного художника — Гордея Игнатовича Архетипова. На полуабстрактном пейзаже есть скрытая пасхалка: на зрителя буквально смотрят глаза Павла Третьякова с портрета Ильи Репина 1876 года. Столь масштабная мистификация потребовала и соответствующей рамы, которую печатали на 3D-принтере в течение месяца (получившийся объект в итоге весит примерно 50 килограммов).

Остальные работы на выставке тоже способны удивлять. Кинетическую инсталляцию Анны Мартыненко приводят в движение электрические импульсы, исходящие от колонии реальных бактерий из петербургского водоема.


Кристина Пашкова напоминает зрителям, что прямыми предками современных компьютеров были жаккардовые станки. Ее работа под названием «Чувствительные темы» совмещает ручное ткачество и робототехнику. В холле Новой Третьяковки установлен объект студии Splaces.Studio, «сердцем» которой стал травертиновый столб весом в полтонны. Он размещен в стеклянном кубе, по периметру которого висят пескоструи. Пока идет выставка, они будут обтачивать камень. Интенсивность их работы определят ответы зрителей в специальном опроснике на сайте проекта. Итоговый облик скульптуры будет зависеть от того, на чью сторону — человека или нейросети — встанут участники опроса.

Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, 10
До 25 мая, вход по регистрации


PRTL

В аббревиатуре PRTL, которой названа новая выставка в галерее Ruarts, скрыто сразу несколько смыслов. Во-первых, это ник фотохудожника Алексея Партолы, снимки которого собраны в экспозиции. Во-вторых, она отсылает к центральному для проекта образу портала. На фотографиях запечатлены арки, тоннели, дверные проемы и лазы, которые оживают и манят зрителя благодаря филигранно выставленному освещению. Искушение буквально пройти сквозь стену возникает здесь на каждом шагу, а пространство галереи превращается в монохромный лабиринт.

Алексей Партола. Без названия. 2024

География запечатленных локаций тоже впечатляет: они были сняты в самых разных уголках света — от Москвы и Токио до Соловецких островов и Бали. При этом сам Алексей подчеркивает, что в момент съемки то место, где кадр был сделан, перестает иметь реальные координаты и становится метафизическим пространством.

Общее настроение проекта задает снимок, сделанный в гонконгском коллекторе. Подмеченная на одной из стен надпись «You are in the Matrix — Wake up» («Ты в Матрице, проснись») становится своего рода подсказкой, помогающей понять замысел остальных фотографий. Все они перенастраивают наше зрение, позволяя увидеть многослойность окружающей реальности. Этот пробуждающий эффект делает проект PRTL самой нескучной выставкой черно-белой фотографии из всех, которые только можно представить.

Галерея Ruarts, 1-й Зачатьевский пер., 10
До 8 июня, билеты по 350 рублей


«В поисках короля Джулиана»

Покорить самую высокую точку Мадагаскара и увидеть почти все породы лемуров до конца лета можно, не покидая Москвы. Посетителям галереи Art & Brut предлагается буквально шаг за шагом повторить маршрут, который год назад прошел художник Яков Хомич. Тут поможет стилизованная карта острова и нанесенная на пол галерейного пространства схема с указанием главных достопримечательностей от пика Боби до самых живописных местных озер.

Яков Хомич. Потерянный в джунглях

Результатом поездки художника на Мадагаскар стал проект «В поисках короля Джулиана». Часть картин новой серии выполнена в уже привычной для художника технике блюра, или размытого изображения. Как бы сквозь расфокусированный объектив на зрителя смотрят своими огромными глазами кошачьи лемуры и мадагаскарские руконожки, которых местные называют «ай-ай». В такой же размытой манере изображены среди лиановых зарослей фигуры бывших колонизаторов, память о которых в народном сознании постепенно стирается, но все еще жива. По детальности прорисовки островной флоры отдельные картины напоминают работы Анри Руссо (вы наверняка знаете его шедевр «Нападение ягуара на лошадь» из собрания Пушкинского музея).

Галерея Art & Brut, Армянский пер., 1/8, стр. 1
До 28 июня, билеты по 750 рублей


«Границы видимости»

Еще в прошлом году «Винзавод» поставил перед собой амбициозную задачу создать антологию современного искусства, то есть выбрать художников, имена которых точно войдут в историю. Специально для этого была запущена программа «Винзавод. Гравитация», частью которой стала новая выставка. В роли приглашенного куратора на этот раз выступил искусствовед Сергей Хачатуров, собравший в Цехе Красного и Цехе Белого работы 42 авторов. Все произведения так или иначе работают с феноменом человеческого зрения и его особенностями.

Саян Байгалиев. Между этажами. Выставка «Границы видимости». ЦСИ «Винзавод»

Прежде чем окунуться в череду оптических иллюзий, посетителю предлагается пройти своего рода арт-диспансеризацию и настроить собственное зрение. Для этого вам предстоит посетить два кураторских отдела, расположенных у самого входа. Один из них, с работами Артема Рогачева, вполне закономерно назван «Кабинетом офтальмолога». Заходя внутрь, вы как бы становитесь на пути гипсового хозяина кабинета, пристально изучающего статуэтку Персея с головой горгоны Медузы. Второй отсек — стилизация под платоновскую пещеру, где причудливые объекты Марины Беловой и Алексея Политова отбрасывают на стены тени, которые на поверку оказываются не тем, чем кажутся с первого взгляда.

Остальные работы на выставке поделены на пять тематических разделов. Один посвящен феномену периферического зрения, другой — слепым пятнам, а в третьем фальшстены испещрены щелями, сквозь которые экспозицию можно изучать буквально насквозь. В целом вся застройка пространства наполнена важными смысловыми приемами, которые помогают лучше понимать выставленные работы. Сами экспонаты никогда не служат банальными иллюстрациями заявленной темы. Искаженные интерьеры в масштабной работе Саяна Байгалиева оживают на глазах зрителя, приобретая объем. Графика и видео молодого нижегородского автора Глеба Никто соседствуют с фототипией с рисунка Рембрандта 1640 года. Вывернутая наизнанку советская эмалированная посуда в проекте Владимира Потапова заставляет задуматься благодаря своему философскому названию «Как из прошлого сделать настоящее, или Сколько настоящего в настоящем».

ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1/8
До 29 июня, билеты по 300 рублей


«1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы»

Какого распорядка дня придерживалась Екатерина II? Какие карточные игры она предпочитала? Что случилось с «медной бабушкой» и при чем здесь Пушкин? Ответы на эти и многие другие вопросы получат посетители новой выставки в Большом дворце Царицыно, приуроченной к 250-летию знаменитой усадьбы.

Сервиз для завтрака дежене. Предоставлено пресс-службой

Экспозиция посвящена 1775 году, который императрица почти полностью провела в Москве: столичный Петербург она вместе с большей частью императорского двора покинула на 333 дня. Воссоздать все детали этого грандиозного путешествия и пребывания государыни в Москве помогает выставка «1775. Триумф Екатерины II».

В экспозицию вошло 640 уникальных предметов из 26 музейных и частных собраний. Среди них архивные документы, памятные вещи, живописные портреты, окружавшие императрицу произведения декоративно-прикладного искусства и многое другое. Например, зрители увидят седло особой конструкции. Скорее всего, оно было изготовлено специально для Екатерины II, которая с юности обожала быструю верховую езду. Еще один экспонат — уменьшенное воспроизведение памятника императрицы. Он был создан по приказу Афанасия Гончарова, чье имение императрица посетила в том же 1775 году. Полвека спустя, накануне своей женитьбы на Наталье Гончаровой, Александр Пушкин вел переговоры с ее родственниками о продаже статуи, чтобы использовать вырученные деньги на приданое. Сам памятник поэт называл «медной бабушкой».

Музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец, ул. Дольская, 1
До 17 августа, вход по регистрации


«Борис Кустодиев»

Третьяковская галерея приглашает посетителей в путешествие по «Стране Кустодии». Так называется один из разделов новой выставки, посвященной наследию Бориса Кустодиева, самобытного и яркого художника первой четверти XX века. Массовому зрителю он в первую очередь знаком по образам дореволюционной России, напоминающим кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова»: пьющие чай из блюдца дородные купчихи, народные гулянья или несущиеся по заснеженным холмам сани.

Tretyakovgallery.ru

Экспозиция, полностью заняв два этажа Инженерного корпуса, показывает и другого Кустодиева: тонкого графика, выдающегося портретиста и театрального оформителя. Например, на выставке впервые почти в полном составе можно увидеть комплект эскизов к спектаклю «Блоха», поставленному по «Сказу о тульском косом Левше и о стальной блохе» Николая Лескова. Среди живописных и графических портретов можно встретить образы Федора Шаляпина, Алексея Щусева и коллег Кустодиева по объединению «Мир искусства» — Константина Сомова и Игоря Грабаря. Тут же посетители выставки могут не только услышать сгенерированные нейросетью «саундтреки» к отдельным картинам, но и создать собственный портрет в стилистике Кустодиева.

Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Лаврушинский пер., 12
До 28 сентября, билеты по 900 рублей

Текст: Александр Быковский

Фото: Яков Хомич. Семья колонизаторов

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться