Свой на экране: почему сейчас популярен актер Сергей Гилев?

Свой на экране: почему сейчас популярен актер Сергей Гилев?

Недавно вышел «Хирург» — новый драматический триллер, в котором главную роль играет актер Сергей Гилев, в последние годы появляющийся на экранах все чаще и чаще. Только за этот год вы могли видеть его в таких фильмах, как «Агния», «Пальма 2» и «Пророк. История Александра Пушкина». Почему он стал так востребован? Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает про Гилева, его путь и почему его роли так отзываются в сердцах зрителей. Маленький нюанс: автор текста знаком и общается с героем текста, так что существует некоторая предвзятость — учтите это, когда будете читать.

От грузчика до актера

Если зайти в фильмографию Сергея Гилева и отмотать вниз, то обнаружится, что первая роль, которую он сыграл, в фильме Романа Каримова «Всё и сразу» 12 лет назад, называется «юный дэпээсник». И если пойти дальше, то каких персонажей там только нет: «иной бог», «человек в пальто», «супервампир»… И это если брать названия самих ролей — за свою карьеру Гилев успел сыграть более чем в 50 фильмах и сериалах (некоторые пока что не вышли).

Не будем пересказывать всю биографию артиста, хотя в ней было много интересного: учеба в военном училище, работа как на радио, так и грузчиком, SMM в СМИ про спорт, отказ в поступлении во ВГИК и учеба на актерских курсах театрального режиссера Германа Сидакова, создание картин… Короче говоря, и фильмо-, и биография богатые.


Ярлык «плохого парня»

Первую популярность он заслужил, когда снялся в «Чиках» Эдуарда Оганесяна — одном из важнейших сериалов эпохи стримингового бума в начале 2020-х. В сериале о бывших секс-работницах, которые решают открыть свой спортзал на юге России, он исполнил роль бандита-казака Данилы — одного из самых ярких антагонистов в российском кино. Отвратительный, беспардонный и грубый, при этом со своими принципами и идеологией, этот кошмарный персонаж позволил Сергею громко заявить о себе — и тут же все заговорили, что к нему привяжется ярлык «плохого парня».

Кадр из сериала «Чики»

Какое-то время действительно так казалось, тем более что одна из лучших ролей в карьере Гилева случилась в фильме Владимира Мункуева «Нуучча». В фильме по рассказам Вацлава Серошевского (этого же писателя попытался в свое время экранизировать Алексей Балабанов в «Реке») актер играет каторжника Костю, которого в царской России отправляют на поселение — так называли практику отправки преступников в дальние регионы страны — к якутской нищей семье. Постепенно ссыльный из жертвы превращается в хозяина положения, диктующего местным свои условия. Роль настолько же неприятная, насколько и пугающе достоверно сыгранная — к сожалению, фильм в прокат так и не вышел и его никто не видел за пределами фестивалей, но Гилева запомнили.


Актер разных ролей

И могло получиться так, что Сергей и дальше будет играть всяких злыдней, но он доказал, что его диапазон куда шире. Можно вспомнить, например, удивительную роль второго плана в мрачном сериале «Хрустальный», где он играет бездомного, которого принимают за маньяка, убивающего местных детей.

После этого были еще две роли в радикально других амплуа. В сериале «Пассажиры. Последняя любовь на Земле» его герой вынужден превратиться из злодея-наркодилера, погубившего многих людей, в хорошего парня с высоким уровнем эмпатии.

А в нежном подростковом ромкоме «Голова-жестянка» Сергей и вовсе сыграл добряка Святослава Карина, руководителя кружка робототехники, который помогает главной героине — проблемной девочке-подростку Жене свыкнуться с несправедливым миром.

Сам Гилев не раз говорил, что любой главной, но неинтересной роли предпочтет роль второго плана, если в ней будет что сыграть. Поэтому на самом деле, если окинуть взглядом всю фильмографию, в ней будут десятки самых разных и чаще всего непохожих друг на друга ролей: слегка сумасшедший краевед Баранов в «Последнем министре», мечтающий о возвращении Аляски в состав России; зловещий Ковалев в «Кентавре»; импозантный актер Степан в «Актрисах»; прикуривающий от электрошокера чудак Дмитрий в «Контактах»; карикатурный чиновник Борис в «Агнии»…

Короче говоря, фильмография такая разнообразная, что любому актеру стоило бы поучиться, как выбирать роли, в которых ты никогда не будешь выглядеть одинаково.

Первые роли в 30+ и желание быть актером

Но почему именно Гилев вдруг стал таким востребованным и интересным артистом? Тем более что ему не так уж и мало лет (45 для актера — довольно солидный возраст), а первые роли и вовсе пошли в 30 с гаком.

Он как будто не вписывается в прущую волну молодых и красивых лиц современного российского кино или как минимум даже тех, кого можно условно назвать «старой гвардией» кино 2010-х? Данила Козловский, Александр Петров, Юра Борисов, Тихон Жизневский… Ответ на самом деле прост: Гилев действительно следит за тем, что играет, а играть он умеет.

Если почитать интервью с ним, то можно узнать, что он в целом не слишком гонится за популярностью и большими деньгами. Ему, как любому настоящему артисту, интереснее сам процесс создания роли, пребывания в кадре и воплощения самых разных амплуа, подчас вообще непохожих друг на друга.

Причем в последнее время с ярких ролей второго плана он переходит на не менее яркие главные: в недавнем «Хирурге» сыграл того, кто получается лучше всего, — антигероя, врача Сергея Коваленко, который вляпался в криминальную передрягу и вынужден балансировать на грани добра и зла.

Кадр из сериала «13 клиническая. Начало»

В «13 клиническая. Начало» (кстати, того же режиссера — Ильи Ермолова) он впечатляюще перевоплотился в демонолога Глеба Алексеевича, служащего проводником между руководством СССР и темными силами. Наконец, в недавней «Планете» Михаила Архипова он и вовсе сыграл настоящую роль мечты, изобразив прототипа Павла Клушанцева, легендарного советского режиссера, снявшего не менее легендарный фантастический фильм «Планета бурь». Впереди у Сергея роль не менее легендарного советского психолога Льва Выготского в байопике о нем.

Очень интересная траектория, которую Сергей, честно говоря, заслужил. В российском кино хватает тех, кто занимается им просто ради неких мнимых наград, престижа и прочих сиюминутных вещей — и, как правило, все это пробивается через их роли.

Гилев очень правдив на экране — и в жизни, кстати, тоже: все, кто общался с ним, включая автора этого текста, подтвердят, что в нем нет ни капли снобизма, зато много чувства юмора и самоиронии.

Последнее для актера вообще, кажется, важнейшее качество. Как говорил барон Мюнхгаузен: «Умное лицо — еще не признак ума, господа: все глупости на Земле делаются именно с этим выражением». Лелеять искусство в себе, а не себя в искусстве — вот путь хорошего, настоящего актера. Которым определенно является Сергей: он долго шел к тому, чтобы стать им в итоге.

18+. Курение и наркотики вредят вашему здоровью.

Иван Афанасьев

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться