Кто и как открыл «Студию театрального искусства» на Таганке
Таганка, будучи одним из старейших районов Москвы, некогда оказалась набита заводами и предприятиями. Они были повсюду: от гигантского шинного завода на юге до золотоканительного предприятия на севере, директором которого когда-то был Константин Станиславский — создатель знаменитой актерской системы. Позднее именно в этом здании решили сделать театр «Студия театрального искусства», чтобы облагородить окрестности и забыть фабричный флер. К новому выпуску «Сити», посвященному Таганке, публикуем отрывок из книги москвоведа Валерии Гайдиной «Москва фабричная» издательства «Бомбора» про открытие театра.
Мне удалось взять интервью у Александра Давидовича (главный художник театра, который руководил реновацией. — Прим. ред.). Приведу его цитату о том, как театральное пространство обрело новый облик:
«Был период, когда я жил на Николоямской улице и даже не подозревал, что завод „Электропровод“ имеет отношение к Станиславскому. Когда нам предложили забрать здание под театр, здесь буквально были руины и повсюду лежали огромные гальванические листы. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что это фабрика семьи Станиславского. Оказалось безумно интересно построить театр из ничего. Мы были счастливы! Поскольку это историческое здание, нашей главной задачей было не навредить, попытаться сохранить фабричный стиль. Мы занимались вычинкой кирпича и реставрацией стен. Работали не с новым кирпичом, а с историческим. 2000-е — время гипсокартона, нам же был важен именно кирпич. Наша концепция театра-дома этот материал „отвергала“. На проекте сменилось шесть прорабов. Спонсор Сергей Гордеев нас поддерживал, и благодаря ему удалось довести дело до конца.

ITAR-TASS
В подвале мы нашли части чугунной лестницы и установили во входной группе и в зрительном зале. Очистили потолки „Монье“ до исходного состояния. А в интерьере постарались продумать каждую деталь: дубовая доска на полу, старинная мебель, наружная проводка из Италии, ручки для дверей и окон, купленные в Париже... В Москву мы привезли их впятером в сумках ручной клади, немало удивив таможню.
Наконец мы перепланировали все пространство. По идее архитектора Сергея Куцевалова понизили потолок в фойе, получив зрительный зал с хорошим обзором. Арка на сцене была изначально, и мы решили ее оставить. Но в один прекрасный день пришли на объект и увидели, что рабочие за ночь ее снесли. Разгорелся страшный скандал, но в итоге они нашли старый кирпич и восстановили арку.

Sti.ru
Вторым самым ярким и редким „приобретением“ стали решетки воздуховодов того времени. Воздуховоды в зале оставались действующими, мы их прочистили, и сейчас в зал заходит воздух через историческую вентиляцию. Решетки находились под 56 слоями зеленой и белой советской краски, теперь их можно открыть, покрутив за старинные родные ручки.
Что касается кресел в зрительном зале, мы хотели восстановить историческую справедливость по отношению к архитектору Федору Шехтелю (после реконструкции МХАТа в 1980-х число зрительских мест было увеличено за счет объема кресел — шехтелевские кресла сузили). Мы решили скопировать аналог единственного сохранившегося кресла, хранящегося в музее МХАТ, но идея не нашла поддержки. Тогда я вспомнил, что в 1989 году, проходя мимо театра Корша, когда там шла реконструкция, прямо при мне из здания выносили старые кресла и сжигали во дворе. Я зашел туда и забрал одно „на память“. Я привез его спонсору, тот просидел на нем весь рабочий день и дал отмашку — делайте».
Отмечу, что будучи главным художником МХТ, в 2008 году Александр Боровский поменял «неудобные» кресла в зрительном зале, поэтому сейчас во МХАТе справедливость по части кресел восстановлена.

ITAR-TASS
Когда будете в театре СТИ, обратите внимание на фактурную чугунную плитку на полу в зоне касс. Она не из этого здания, хоть и историческая. Ее собрали в процессе реконструкции в цехах Винного склада № 3 (БЦ «Луч»), о котором я писала выше. Плитки отпескоструили и залили эпоксидной смолой, чтобы каблучки дам не проваливались.
Да, кстати, улица, где стоят отреставрированные корпуса бывшей фабрики Станиславского, до реконструкции называлась Коммунистический тупик. Не знаю, какой из перечисленных фактов для вас покажется наиболее интересным, но вот вишенка на торте (и я сейчас не про высаженный во дворе вишневый сад, хотя эта прекрасная и остроумная идея принадлежит тому же автору). В итоге реновации заводских зданий было решено переименовать улицу в честь Константина Станиславского по инициативе спонсора Сергея Гордеева. Вот уж, действительно, новая жизнь по всем законам драматургии!
Фото: Sti.ru
08 августа



