Великая — и точка: Кейт Уинслет — 50 лет

Великая — и точка: Кейт Уинслет — 50 лет

5 октября 2025 года британской и американской актрисе Кейт Уинслет исполняется 50 лет. За свою карьеру она прошла путь от театрального новичка до обладательницы «Оскара», звезды блокбастеров и уважаемой драматической актрисы. Ее карьера — это история о несгибаемой воле, принципиальном выборе ролей и способности снова и снова удивлять зрителя. Кинокритик Иван Афанасьев рассказывает, почему Кейт Уинслет без преувеличения великая актриса и как она всю жизнь гнула свою линию, несмотря ни на что.

Первая крупная роль

Кейт Элизабет Уинслет родилась в Рединге, графство Беркшир, в семье актеров (вернее, с актерством были связаны бабушка и дедушка, а также отец Кейт — мама была обычной няней). Поэтому театр и кино были частью ее жизни с детства. Однако путь к успеху не был простым, тем более отец был не самым удачливым артистом и семья вечно нуждалась в деньгах.

В юности Уинслет страдала от избыточного веса, что, как она сама вспоминала, часто становилось причиной насмешек и препятствием при распределении ролей в школе драмы — ей постоянно доставались «толстые» или характерные второстепенные персонажи, а не главные героини. Тем не менее она проявила упорство, окончила частную театральную школу Redroofs Theatre School и начала свой профессиональный путь.

Getty Images/Mirrorpix

Первой крупной ролью в кино для Уинслет стала картина «Небесные создания» Питера Джексона. Она сыграла Джульет Хьюм, подростка, одержимого своей лучшей подругой Полин Паркер. Фильм, основанный на реальной истории громкого убийства в Новой Зеландии, показал Кейт как драматическую актрису, способную на мощные и сложные эмоциональные переживания. Она не просто играла, но проживала трагический фанатизм своей героини. Закрепив успех на родине, Уинслет получила первую главную роль в британской драме «Джуд» (1996 год, ей на тот момент было всего 21 год), экранизации романа Томаса Харди. Она исполнила роль Сью Брайдон, свободомыслящей интеллектуалки, ставшей объектом запретной страсти главного героя. Эта работа продемонстрировала ее готовность к серьезным, глубоким и часто трагичным образам.


Прорыв после «Титаника»

В 1997 году Уинслет совершила самый крупный прорыв в карьере, снявшись в фильме «Титаник» Джеймса Кэмерона. Она получила роль Роуз Дьюитт Бьюкейтер, аристократки, полюбившей бедного художника.

Кэмерон, который изначально рассчитывал взять на эту роль американскую актрису с серьезным бэкграундом, а не мало кому известную в Голливуде британку, выбрал ее во многом благодаря смелости и отсутствию фальши, отмечая, что она излучает подлинность.

В частности, известно, что Уинслет сама звонила режиссеру несколько раз, чтобы убедить его в том, что именно она достойна этой роли. И убедила.

«Титаник» стал самым кассовым фильмом в истории на тот момент и мгновенно превратил Уинслет в секс-символ и актрису категории А.

Однако с этим успехом пришла и проблема: многие зрители ассоциировали ее исключительно с Роуз, игнорируя другие работы.

Getty Images/Archive Photos

Важно, что Уинслет принципиально отказывалась от участия в потенциально коммерчески успешных, но неинтересных ей проектах — например, отклонила роль в оскароносном «Влюбленном Шекспире», чтобы сосредоточиться на независимом кино (эту роль, кстати, в итоге сыграла Гвинет Пэлтроу, которая рассматривалась на роль Роуз в «Титанике»).

Она боролась со статусом «девушки из блокбастера», предпочитая интеллектуальные и неординарные сценарии. Примером такого выбора стала роль Клементины Кручински в культовом фильме «Вечное сияние чистого разума». Ее импульсивная, непредсказуемая и ярко окрашенная (во всех смыслах) героиня стала каноническим примером MPDG (manic pixie dream girl) — причудливой и загадочной девушки, существующей для того, чтобы научить героя радоваться жизни. Уинслет мастерски воплотила этот сложный образ, который часто ассоциируется именно с ее именем.


Актриса без гламура

После «Титаника» Уинслет закрепила за собой репутацию актрисы, хорошо справляющейся с ролями сложных и чувственных героинь. Ее работы в фильмах «Как малые дети» и «Чтец» демонстрировали талант к изображению глубоко порочных, но человечных героинь. Роль Ханны Шмиц в «Чтеце» — неграмотной надзирательницы концлагеря, которую мучает совесть и тайна, — принесла Кейт долгожданный «Оскар» за лучшую женскую роль. Это стало кульминацией ее борьбы за признание как серьезной драматической актрисы. В то же время она не сторонилась и более легкого жанра: так, картина «Отпуск по обмену» стала настоящим народным хитом, доказав, что Уинслет органична и в классической романтической комедии.

Кадр из фильма «Чтец»

В 2010-х годах количество по-настоящему ярких и резонансных работ в фильмографии Уинслет снизилось — ее стали ассоциировать со злодейкой Джанин Мэттьюс из двух частей трилогии «Дивергент», мягко говоря, не самого интеллектуального кино. Но про серьезные работы она тоже не забывала и снялась, например, в исторической драме «Версальский роман», где работала со своим другом и наставником Аланом Рикманом, а также в «Дне труда» с Джошем Бролином, очередной психологически выверенной мелодраме. Однако это десятилетие запомнилось и важными событиями вне экрана: в 2012 году королева Великобритании присвоила Уинслет титул командора Ордена Британской империи за вклад в драматическое искусство.

Триумфальное возвращение звания «великой актрисы» состоялось благодаря сериалу «Мейр из Исттауна». В этом проекте HBO Уинслет сыграла детектива Мейр Шиэн, измученную жизнью женщину-детектива из рабочего пригорода Пенсильвании, которая расследует таинственное убийство. Актриса предстала перед зрителем без гламура: с натуральным телосложением, без макияжа, с постоянным ощущением усталости. Рассказывают, что на постпродакшене в одной из сцен даже попытались убрать небольшую складку на животе Уинслет, на что она категорически возразила, потребовав вернуть ей естественный вид. Ее игра, лишенная тщеславия и полная человеческой боли, была единодушно отмечена критиками и принесла ей премии «Эмми» и «Золотой глобус», окончательно закрепив ее как одну из лучших драматических актрис своего поколения.

Кадр из фильма «Мейр из Исттауна»

К слову, история с весом Уинслет нередко становилась темой для обсуждения в прессе: актриса никогда не стремилась соответствовать голливудским стандартам, принципиально отказывается от пластики и коррекции фигуры, выступает за бодипозитив и естественное старение женщин в кино. В 2011 году она вместе с актрисами Эммой Томпсон и Рэйчел Вайс даже создала Британскую лигу против пластической хирургии. Ничего существенного эта организация не сделала (разве что вызвала критику со стороны постоянной конкурентки Уинслет, Гвинет Пэлтроу, которая как раз, напротив, ложится под нож хирурга), однако сама актриса таким образом мощно заявила о своей позиции.

Это тоже как минимум заслуживает огромного уважения — не так-то просто быть ведущим актером Голливуда и при этом идти против течения в такой важной части, как внешний вид.


Что делает Кейт Уинслет великой

В первую очередь — искренность: как отмечал режиссер Стивен Долдри, работавший с ней над «Чтецом», она обладает «абсолютной бесстрашной честностью». Уинслет не боится выглядеть некрасивой, слабой или отталкивающей, что позволяет ей играть роли во всей их сложности. Критики также часто подчеркивают ее способность наполнить своего персонажа, сделать его живым и понятным, даже если он морально неоднозначен. Ну и конечно, отсутствие звездности: Уинслет не стремится к публичности, она просто любит свою работу и не любит, когда за нее решают, где ей сниматься и как выглядеть.

Getty Images/Don Arnold

В этом плане ее карьера несколько похожа на карьеру близкого друга Леонардо ДиКаприо, который тоже тщательно подбирает роли. На данный момент она не является рекордсменкой по количеству номинаций на «Оскар» (их у нее семь — а у главной по этой части, Мэрил Стрип, аж 21!), однако свой рекорд у нее все-таки есть. В 2009 году Уинслет стала актрисой, которая получила больше всего номинаций к 34 годам — шесть (у Мэрил Стрип в 1983 году было пять, а у Одри Хепберн в 1963-м — четыре).

И, что бы мы ни думали и ни говорили про «золотых болванчиков», не каждому удается получить столько упоминаний на самой престижной кинопремии мира. Если и это не является доводом в пользу того, что Уинслет — величайшая актриса в истории, то просто пересмотрите лучшие фильмы с ее участием. Опять-таки будем честны, не у каждого в карьере был «Титаник».

Иван Афанасьев

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

05 октября