Шагал и Петров-Водкин: как одна женщина воспитала целую вереницу художников русского авангарда
Елизавета Званцева — женщина, которая стояла у истоков русского авангарда, но осталась в тени своих знаменитых учеников. Ее частная школа стала творческой мастерской для Марка Шагала, Ольги Розановой и других художников, хотя сегодня ее чаще вспоминают лишь из-за сложных отношений с Репиным.
Публикуем отрывок из книги Надежды Дёмкиной «Право на творчество. Судьбы художниц Российской империи», которая вышла в издательстве «Альпина».
Среди учеников школы Званцевой — имена тех, кто станет новым лицом искусства авангарда: Елена Гуро, Михаил Матюшин, Софья Дымшиц-Толстая, Юлия Оболенская, Маргарита Сабашникова, Марк Шагал, Николай Тырса, Ольга Розанова, Надежда Лермонтова, Наталья Крандиевская-Толстая, Юлия Грекова и т. д. Среди преподавателей не только Лев Бакст и Мстислав Добужинский, но и заменивший их позднее Кузьма Петров-Водкин, именно здесь начавший свою деятельность в качестве учителя.

Илья Репин. Портрет Елизаветы Званцевой. 1889
Кем была Званцева и почему ее фигура так важна, хотя ее собственных творческих работ практически не осталось? Во многих статьях только и читаешь о ней, как о «жестокой музе» или своенравной девице, которая мучила великого живописца Илью Репина. В отделе рукописей Третьяковской галереи хранится 74 письма Репина к Елизавете — свои ответные письма она уничтожила.
Главное же ее детище — школу, которой она посвятила почти 18 лет жизни, — часто и вовсе называют по именам известных преподавателей: «школой Бакста и Добужинского», забывая об устроительнице.
Тогда как школа — именно ее рук дело, о нем она заботилась и вела его, несмотря на финансовые трудности...
Елизавета Званцева училась искусству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в петербургской Академии художеств и в Париже — в академиях Филиппо Коларосси и Родольфа Жюлиана. Брала уроки у Репина и Чистякова, двух знаменитейших преподавателей и художников. Официально она так и не окончила ни одно из учебных заведений, но образование получила широкое. Тот же Репин высоко ставил ее талант (хотя его можно подозревать в необъективности).

Госкаталог. 1879 — начало 1880-х
Молодая художница появилась в мастерской у Репина осенью 1888 года по рекомендации его друга и педагога по Академии Василия Матэ. Репину 44 года, он недавно расстался с женой, с которой они прожили 15 лет; официальный развод так и не состоялся. У него четверо детей (старшие живут с ним, младшие остались у жены) и уже всероссийская популярность. Елизавете — 24. Видимо, художник, известный своей горячностью, сразу влюбился в девушку. Той хватало силы воли противостоять его чувствам. Игорь Грабарь пишет, что «ей, видимо, доставляла развлечение эта страсть и она, либо по неопытности, либо из понятного для девочки тщеславия, недостаточно решительно на нее реагировала. Но сделанные ею попытки охладить пламенного влюбленного только сильнее распалили страсть, и Репин потерял голову». Мне кажется странным перекладывать ответственность за все происходящее на младшего и более зависимого участника отношений. И в любом случае мы можем говорить обо всем лишь приблизительно: мы не знаем, как она отвечала, и слышим в их переписке только один голос — Ильи Ефимовича. Репин просит, умоляет, уговаривает, извиняется и снова признается в любви, подписываясь «ваш раб». При этом художник так и не оформил развод с женой, а значит, мог предложить лишь неофициальные отношения. Почему Званцева не прервала общение? Возможно, надеялась на охлаждение со временем. Слишком уважала как преподавателя. Хотела остаться друзьями. После очередной вспышки художница даже перешла заниматься в мастерскую к Павлу Чистякову, чтобы не видеться с Репиным. Но не разорвала отношения окончательно.

Илья Репин. Портрет Е. Н. Званцевой. 1889
В 1889 году Репин пишет сразу два портрета Званцевой. Один дарит ей, а второй, где девушка в темном платье, останется с ним до конца жизни (теперь находится в музее в Хельсинки). В 1890‐м Репин даже едет по приглашению Елизаветы в их семейное имение Тарталеи.
Но в конце концов общение угасло окончательно, и в 1891‐м Репин вернул Званцевой ее письма, которые сам не решился уничтожить как знак окончания так и не случившегося, по сути, романа.
В 1897 году Званцева вместе с другом детства художником Константином Сомовым едет в Париж, оставив занятия в Академии. Проведя два года во Франции, открывает частную студию в Москве. Такие небольшие школы были очень популярны в Париже — вступительных сложных экзаменов не было, за скромную плату обучали всех желающих, и учителя были более свободны, чем в государственных академиях, скованных устаревшими программами. В конце века такие школы уже открыты как для мужчин, так и для женщин любого возраста и уровня умений. Во Франции Званцева почувствовала движение в сторону современного обучения.
В ее московской школе преподают Валентин Серов, Константин Коровин, Николай Ульянов — яркие художники, которым есть что передать ученикам. К сожалению, вести регулярные занятия преподавателям оказывается скучно, и все сходит на нет.
Фото: Госкаталог
02 ноября
Читайте также
-
Хогвартс, Миядзаки и не только: где слушать саундтреки из любимых вселенных -
Согревающее меню в московских ресторанах: 80 новых блюд с цукини, трюфелями и тыквой -
Проводим весь день в Царицыне — топ-3 выставок, на которые надо сходить прямо сейчас -
«Русский балет»: как Дягилев использовал скандал, чтобы его полюбили в Европе