«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

Кинокритик Егор Москвитин о том, что выходит на этой неделе – достойного и не очень.

«Девятая»

«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

Фото: «Кинопоиск»

В 2016 году продюсеры Александр Роднянский* и Сергей Мелькумов не без участия режиссера Алексея Мизгирева сделали фильм «Дуэлянт» – затягивающую историю про Петербург 19-го века, в которой перемешивались нуар и комикс, самурайская драма и мистический детектив, дворянский пафос и криминальный азарт. Фильм вышел спорным (сцену секса в карете до сих пор высмеивают всем «ютубом»), но он открыл для российского кино новую Вселенную. И вот спустя три года те же продюсеры, но уже с режиссером Николаем Хомерики попытались ее расширить – только не в мрачном, а в ироничном ключе. Перед нами снова Санкт-Петербург 19-го века – с убийствами, тайнами, запахом рыбы и цокотом копыт по мостовой.

«Девятая» начинается с кошмарной (с точки зрения спецэффектов, диалогов и игры) сцены в духе «Мумии»: где-то в пустыне британские супруги-ученые находят заброшенный город и пытаются провести ритуал, который воскресит их мертвую дочь. Ничего не выйдет, мисс Рид (чудесная актриса Дэйзи Хед, которой в одних эпизодах легко дать 14, а в других – 40 лет) из исследователей переквалифицируется в медиумы и переедет в Россию, где за помощью к ней обратятся два сыщика – грустный и веселый (сами угадайте, кого из них играет Евгений Цыганов, а кого – Дмитрий Лысенков из милейшего сериала «ИП Пирогова»). Дело в том, что в Петербурге кто-то убивает и потрошит девушек – явно затевая дьявольский ритуал.

«Девятая» замышлялась как мистический нуар в духе «Видока» и «Из ада», но в этом качестве едва ли понравилась бы зрителю. Для увлекательного детектива здесь слишком мало возможных подозреваемых, поэтому публика быстро понимает, за кем именно гоняются герои. А для визионерского кино здесь недостаточно по-настоящему свежих решений, дорогой художественной постановки и запоминающихся сцен. Но на помощь авторам пришел спасительный русский юмор.

Сценарий фильма был переписан при участии остроумного автора Алексея Караулова (когда-то сочинявшего шутки для журнала Maxim), и сыщик в исполнении уморительного Лысенкова оказался искрометным (и при этом ненадежным, что важно!) рассказчиком, который чуть ли не на бис выходит к зрителю между привычными детективными сценами, чтобы как следует их же и осмеять. Эти интермедии сделаны в виде самых настоящих комиксов с веселым и плутовским закадровым голосом – и они вместе с бодрой ирландской музыкой почти спасают в остальном заурядный фильм. Особенно целительный эффект юмора становится заметен в финале: после банальной сцены, которую зритель уже видел в сотне других мистических детективов, следует смешное и живое заключение в виде комикса. И из категории неудачных фильм переходит в категорию любопытных. А для тех, кому интересно сценарное и продюсерское ремесло, и вовсе необходимых.

«Во все тяжкое»

«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

Фото: imdb

Еще недавно Джонни Депп был голливудским лузером № 1: Rolling Stone разоблачил его образ жизни в нашумевшей статье, развод с актрисой Эмбер Херд едва не довел до банкротства и тюрьмы – Деппа обвиняли в домашнем насилии. Disney устал от выходок актера и выбросил за борт семейных «Пиратов Карибского моря», а съемки в «Фантастических тварях» состоялись лишь благодаря покровительству Джоан Роулинг. Фильм «Во все тяжкое» (за дурацким российским переводом скрывается английское слово Professor) на этом фоне даже не осмелились везти на крупные фестивали – и показали сначала в Цюрихе, а потом в Таллине. А между тем, это отличное кино в духе «Достучаться до небес» и «Пока не сыграл в ящик»: история о скованном комплексами и обязательствами интеллектуале, который, узнав, что смертельно болен, наконец-то осмеливается попробовать все, о чем когда-то мечтал. И Деппу эта роль умирающего животного подходит как нельзя лучше. И диковатый юмор в этом вполне интеллигентном сценарии мирно уживается с нежной иронией и бессовестными сантиментами. И финал тут такой, что недолго и прослезиться. Главное – не верить российскому названию и постеру: эта история гораздо тоньше, чем ее преподносят.

«Райские холмы»

«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

Фото: Manolo Pavón

Неудачный фильм с «Санденса», хотевший, как жадный серфер, устоять сразу на двух волнах – кинодвижении за феминизм и моде на подростковые антиутопии. Богатые семьи из будущего отправляют строптивых девочек на особый необитаемый остров, где мудрая госпожа (Милла Йовович) обучает их хорошим манерам и превращает в идеальных девиц на выданье. Разумеется, в пансионате назревает бунт, в котором и участвуют героини рэперши Аквафины, Эйсы Гонсалес, Даниэль Макдональд и Эммы Робертс. Прекрасный кастинг и оригинальное художественное оформление (просто представьте смесь Диснейленда и «1984»), увы, не спасают зрителя от скуки и неловкости – настолько несуразен сценарий. Зато этот фильм когда-нибудь достанут с полок потомки, чтобы воскликнуть: «Вот здесь, вот здесь мы впервые увидели актера из Кировска Дэниела Хорвата – этого двойника Брэда Питта, покорившего Голливуд!»

«Доктор Сон»

«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

Фото: imdb

Стивен Кинг, как известно, не любит «Сияние» Стэнли Кубрика, поэтому режиссер Майк Флэнеган, экранизируя роман «Доктор Сон» (продолжение «Сияния»), оказался в незавидной роли слуги двух господ. С одной стороны, ему нужно было сохранить верность Кингу (с которым он уже работал над отличной «Игрой Джеральда» для Netflix), а с другой – визуальными средствами продолжить историю Кубрика. Действие сиквела, напомним, происходит в наши дни. Мальчик из «Сияния» Дэнни Торранс вырос, стал алкоголиком (хоть и с лицом Иэна Макгрегора) и загубил свой хрупкий дар. Но по Америке колесит шайка бессмертных вампиров во главе с ведьмой Роуз (Ребекаа Фергюсон, сыгравшая, возможно, лучшую кинозлодейку года) пожирающих души «сияющих» детей. И, узнав, что эти существа вот-вот доберутся до девочки Абры (Кайли Курран), взрослый Дэнни все же решает воскреснуть и вновь «засиять».

В погоне за двумя зайцами режиссер, увы, не догнал ни одного, но «Доктор Сон» все равно получился фильмом хорошим. Во-первых, в нем много по-настоящему страшных и захватывающих воображение сцен, причем основанных не на выпрыгивании монстров из-за углов, а на вполне кубриковских экспериментах с геометрией пространства, музыкой и звуком. Во-вторых, в нем много противного Кингу, но понятного и интересного современному зрителю психоанализа. А в-третьих, благодаря очень вольному пересказу книги этот 2,5-часовой фильм будет интересен даже тем, кто читал роман. Заснуть тут не получится. Очнуться от какого-то из своих старых страхов – вполне.

«Успех»

«Девятая», «Райские холмы» и другие премьеры недели

Фото: MEGOGO Distribution

Новый фильм Павла Руминова – возможно, самого насмотренного из российских режиссеров, человека, неравнодушного к кино и обладающего невероятной харизмой рассказчика. Презентуя «Успех», он сказал, что это очень личная картина, снять которую было непросто и которая будет кровоточить под ударами критиков. Как подмечено в одном старом и наверняка любимом Руминовым фильме, «если это кровоточит, то мы сможем это убить». Но убивать «Успех», несмотря на многие его недостатки, не хочется. Хотя бы потому, что это искренняя, духоподъемная и легкая семейная драма – тот жанр, который российскому кино не поддавался со времен «Бедной Саши». Роман Курцын и Юлия Снигирь играют молодых панк-рокеров, которые мечтали покорить мир, но оставили музыку, когда у них появилась дочка Вита (чудесная Мария Лобанова). Прошли годы, мама ушла из семьи, а папа обрюзг, но выросшая девочка не отказалась от мечты, что ее родители однажды воссоединятся как одна из тех легендарных рок-групп. И начала громко петь, чтобы ее услышали в собственной семье.

«Успех» сделан по всем законам музыкальных инди-комедий вроде «За мечтой» с Эль Фаннинг и американских мелодрам с фестиваля «Санденс». Здесь много знакомых песен, странных шуток, теплой тоски, человеческой красоты, трогательной беззащитности и понятной морали (но не морализаторства!). При этом какой-то собранности и уникальности этому звонкому ансамблю для настоящего успеха все-таки не хватает. Нашему дорожному путешествию с этой веселой и шумной семьей мешает то предсказуемый и ухабистый сценарий, то Роман Курцын в образе Курта Кобейна. Но добрый зритель все равно все поймет.

*признан иноагентом Минюстом РФ

Егор Москвитин

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости