От Третьяковки до ВДНХ: как граффити впервые попали в музеи в 2000-е
В 2000-х московский стрит-арт вышел из подземных переходов и заброшек — и неожиданно оказался внутри больших культурных площадок. Третьяковка, «Винзавод», первые персональные выставки и фестивали на фасадах многоэтажек — город стремительно учился смотреть на граффити не как на шумный хулиганский жест, а как на самостоятельное художественное высказывание.
Публикуем отрывок из книги Игоря Поносова «От стен до сцен. Хроника московского уличного искусства. 1991–2020», которая вышла в издательской программе музея «Гараж».
Интересной интеграцией граффити-практик в поле институционального современного искусства стала выставка «Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960–2000-х годов», прошедшая в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу в 2005 году.
Куратор Андрей Ерофеев представил актуальное искусство, усердно собранное им в течение долгих лет работы в музее-заповеднике «Царицыно», из коллекции отдела новейших течений Третьяковской галереи.
Эта выставка стала специальным проектом I Московской биеннале современного искусства и представила большой пласт советского неофициального искусства, актуального российского искусства и специально созданных инсталляций московских граффити-коллективов RUS и ABSURDMAFIA с привлечением отдельных граффити-художников.

Фестиваль «Граффити. Винзавод» в ЦСИ «Винзавод». На изображении росписи авторов: Shon, BTK, Худ, Sicksystems, Zmogk, Splash, Н. Сrab, Liquid, Dzenik. 20–22 апреля 2006 года. Фото: Андрей Целуйко. Архив Музея современного искусства «Гараж»
Одним из крупнейших выставочно-фестивальных проектов середины нулевых стал «Граффити. Винзавод» (ЦСИ «Винзавод», куратор Николай Палажченко, 2006). В полузаброшенных пространствах бывшего завода участники граффити-сообщества попытались представить явление наиболее полно, продемонстрировав как стилистические элементы из уличного искусства, так и документацию самих произведений. На фестивале же работы размещались в виде специально созданных к событию холстов, росписей на стенах складских помещений, а внутри бывших цехов можно было увидеть фото- и видеодокументацию.
Художник, участник фестиваля, исследователь уличного искусства Андрей Целуйко пишет:
Фестиваль стал наиболее успешным и полноценным проектом, действительно многогранно показавшим московскую граффити-культуру.
На сегодняшний день мероприятие можно считать, пожалуй, единственным из проведенных в России, одновременно совместившим в себе и традиционный граффити-джем, и выставку работ уличных художников, выполненных на холстах, фотовыставку, сформированную из личных архивов участников проекта, и историко-документальную видеопрограмму.
В том же году при участии Палажченко во внутреннем дворе Третьяковской галереи на Крымском Валу прошла выставка-фестиваль Street Art, где на многометровых холстах рисовали уже известные в уличном искусстве коллективы — 310 Squad, No Future Forever, Sicksystems, CAP и др. Впервые в России официально использовался термин street art, который я параллельно продвигал через мой сайт visualartifacts.ru и печатное издание Objects book.

Фестиваль «Граффити. Винзавод» в ЦСИ «Винзавод». В кадре холсты граффити-художников: Zeaner, Snek, Kio и др. 20–22 апреля 2006 года. Фото: Андрей Целуйко. Архив Музея современного искусства «Гараж»
Во второй половине нулевых в Москве были организованы и первые персональные выставки уличных художников: в 2007-м в Восточной галерее состоялась So Serious Антона Польского (Мэйк), а в 2009-м в Paperworks на «АРТСтрелке» — No Name No Shame No Fame Кирилла Кто. Мэйк представил работы на холстах в пиксельной эстетике и граффити на металлических заборных панелях, а Кирилл Кто сделал акцент на инсталляциях. В придуманном им стиле степлеризм он создал надписи прямо на стенах галереи, на воротах и подвешенных к потолку бревнах. К выставке No Name No Shame No Fame вышел двусторонний буклет с текстом основательницы галереи Paperworks Елены Бакановой.
В 2000-е начали проходить фестивали, в рамках которых стрит-арт-художники создавали первые монументальные живописные работы.
Одним из первых стал фестиваль «Роза мира» (Лосиноостровский район Москвы, 2007) — ведущие московские уличные художники и коллективы расписали 12 многоэтажных жилых домов. Для стрит-арт-команд Influx, ZUKCLUB, Mainstreamers, 310 Squad, Sabotage Team это был первый опыт согласованного создания масштабных полотен на фасадах. В 2007 году состоялся первый фестиваль Faces & Laces — уникальное для России крупное ежегодное мероприятие, объединившее уличную культуру, а также известные и независимые бренды. Проект стартовал с небольшой выставки в Московском центре искусств на Неглинной, где были представлены кроссовки, оформленные московскими граффити-райтерами, а также скульптуры и инсталляции, связанные с уличной модой. Среди организаторов Faces & Laces — Дмитрий Oskes и Алексей Аксенов (Visa), активные участники московского граффити-сообщества, основатели команды ABSURDMAFIA. Впоследствии они создали агентство Faces & Laces, сфокусированное на коллаборациях с брендами, и начали проводить фестиваль на ежегодной основе.

Фрагменты работ Кирилла Кто на его первой персональной выставке No Name No Shame No Fame в Paperworks Gallery на «АРТСтрелке». 25 февраля — 25 марта 2009 года. Фото: Кирилл Кто. Архив Музея современного искусства «Гараж»
Несмотря на коммерческий характер (с годами мероприятие все больше напоминало ярмарку street-wear-брендов), фестиваль Faces & Laces предоставил публике возможность лично познакомиться с ведущими мировыми звездами европейской и американской граффити-сцен: Delta, Stash, KR, 123Klan, Futura, ZEDZ, SatOne, Шепардом Фейри (OBEY), Mode 2 и многими другими. Наибольший масштаб Faces & Laces начал приобретать с 2009 года: тогда он разместился в павильоне «Космос» на ВДНХ, где московские стрит-арт-коллективы — 310 Squad, Influx, Mainstreamers и другие — представили специально созданные инсталляции. Среди иностранных гостей присутствовали ZEDZ, Superblast и KR.
Фото: Фестиваль «Граффити. Винзавод» в ЦСИ «Винзавод». На изображении росписи авторов: Zmogk, Splash, Н. Сrab, Liquid, Dzenik. 20–22 апреля 2006 года. Фото: Андрей Целуйко. Архив Музея современного искусства «Гараж».
14 декабря



