«Трехгрошовая опера в России»: история самой известной пьесы Брехта
В преддверии громкой премьеры в Театре Комиссаржевской рассказываем, почему «Трехгрошовая опера» считается главной пьесой Бертольда Брехта и почему так любима российскими театральными режиссерами.
«Брехт, наконец, победил»
Театровед Борис Зингерман неслучайно назвал «Трехгрошовую оперу» Брехта «„Чайкой“ эпического театра». Первый же спектакль по ней, поставленный в 1928 году, сыграл огромную роль не только в становлении Брехта-драматурга, но и в развитии немецкого театра в целом (чеховская «Чайка» в свое время точно так же определила вектор развития Московского художественного театра). В чем же принципиальное новаторство этой пьесы?

Предоставлено пресс-службой
Основой ее стала культовая «Опера нищего» Джона Гея, которой он описывает похождения двух действительно существовавших мошенников Джека Шеппарда и Джонатана Уайлда. Место действия — викторианская Англия, лондонский Сохо, где «нищие нищенствуют, воры воруют, гулящие гуляют». Мэкки-Нож (кличка Мэкхита) хочет жениться на Полли Пичем, дочери предводителя лондонских нищих (каждый, кто хочет сделать нищенство профессией, должен выкупить у Пичема лицензию и «экипировку» согласно «пяти основным типам убожества, способным тронуть человеческое сердце»). Несмотря на отсутствие согласия отца, Полли выходит за бандита. Пичему приходит в голову избавиться от зятя, сдав его полиции. Но и тут незадача: полиция заодно с ворами…
Превратить балладную оперу в бескомпромиссную актуальную сатиру Брехту заказал Йозеф Ауфрихт, директор Театра на Шиффбауэрдамм. Брехт не стал менять сюжет, но изменил трактовку образов. Если у Гея разбойники были почти благородными, то у Брехта они таковыми быть перестали. И Пичем, и Мэкхит, по сути, бандиты, хоть и в обличье предпринимателей.
Музыка Курта Вайля, автора знаменитых зонгов, сатирических музыкальных комментариев, раскрывавших мораль пьесы, стала не просто частью спектакля, но и частью самой пьесы, ее смыслообразующим звеном. Премьера пьесы Брехта в постановке режиссера Эриха Энгеля состоялась 31 августа 1928 года. Критика была хвалебной, успех — сенсационным. Низкий занавес, холщовые экраны по обе стороны сцены (на них появлялось название исполняемого зонга), живой оркестр Людвига Рюта. Один из журналистов даже озаглавил собственную рецензию фразой «Брехт, наконец, победил».

Предоставлено пресс-службой
Интересно, что редкие хулители постановки осуждали то, что позже оформилось в понятие «театр Брехта» — агрессивная социальная критика, яростная музыка в «нахальной» джазовой ритмике, очевидное побуждение к действию (а не чувствованию, как в психологическом театре) через разрушение четвертой стены. Через год в Берлине вышел отдельный сборник «Зонги из Трехгрошовой оперы», поскольку они стали часто исполняться отдельно, в рамках концертов. Например, «Балладу о Мэкки-Ноже» в свое время исполняли Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Стинг и Робби Уильямс. «Трехгрошовая опера» победоносно прошла по всей Европе, в Германии же каждый уважающий себя крупный театр принял пьесу к постановке. Все изменилось после прихода нацистов к власти. Гитлер осудил Брехта, запретив и пьесу, и спектакли, и даже пластинки.
Брехт по-русски
На русский язык «Трехгрошовую оперу» перевели специально для Камерного театра великого Александра Таирова (сегодня Театр имени А. С. Пушкина). Таиров видел оригинальную постановку в Берлине, режиссура не показалась ему новаторской, а вот пьеса задела за живое. Таиров нашел способ договориться с Брехтом о постановке спектакля в Москве (в 1930-е годы Камерный театр был единственным театром в стране, где шел Брехт). Режиссер также устроил кастинг на главные роли. Так, например, Юлий Хмельницкий победил семь других претендентов на роль Мэкки-Ножа, а Лев Фенин получил роль Пичема. Спектакль Таирова шел под названием «Опера нищих». Зритель был в восторге, а вот официальная пресса негодовала. «Известия» вышли со статьей, в которой был такой текст: «Тут же представители власти и церкви, начальник полиции и пастор, поддерживающий контакт с этим дном. Картина, вообще говоря, отвратительная… Кому все это нужно?.. В пьесе нет и намека на третью силу, которую можно и нужно было противопоставить миру бандитов и мошенников».
В 1966 году в Театре имени Ленсовета его художественный руководитель Игорь Владимиров поставил Брехта с Алисой Фрейндлих и присоединившимся позднее Михаилом Боярским. Спектакль резко отличался от всего, что видел Ленинград в те годы, с его появлением стал оформляться особый синтетический стиль театра. Стиль этот предполагал гротеск, эксцентрику, откровенный лиризм и одновременно с ними жесткую публицистику. Задолго до феномена захаровских рок-опер на русской сцене расцвел жанр музыкальной притчи. И расцвел он благодаря владимировской «Трехгрошой опере».

Предоставлено пресс-службой
Еще одна знаковая постановка главной брехтовской пьесы случилась в 1980 году в Театре сатиры, которым руководил тогда один из лидеров советского театра Валентин Плучек. Роль Мэкхита исполнял всенародно обожаемый Андрей Миронов, а Пичема — не менее любимый Спартак Мишулин. Тот спектакль критики окрестили «монументальной ораторией на вечную тему грязного богатства с произволом денег и властью над всеми ценностями и идеалами».
В 1996 году театр «Сатирикон» представил на суд зрителей «Трехгрошовую оперу» с Константином Райкиным, Натальей Вдовиной, Федором Добронравовым и Николаем Фоменко в главных ролях. Режиссером выступил Владимир Машков, уже тогда любивший, по его собственному выражению «театр положительной агрессии». Тот спектакль отличал огромный заряд энергии, каскад трюков, море света и звука и удивительный лиризм актерского существования. Словом, сатириконовское шоу было со смыслом.
В 2008 году «Трехгрошовая опера» вышла в МХТ имени А. П. Чехова. Роль Мэкки получил Константин Хабенский, Пичема — Сергей Сосновский, Селию Пичем играла Кристина Бабушкина. Спектакль попытался очистить пьесу от бродвейских влияний, был заказан новый перевод, намного грубее и жестче классического. Актеры исполняли зонги не в эстрадной манере, а, скорее, как декламацию. Одеты все были в современную одежду, а в какой-то момент зрителям разрешалось выйти на сцену и сфотографироваться с Мэкки-Хабенским. В конце концов, это же брехтовский театр, в котором четвертой стены не предусмотрено.
Лондон в Петербурге
Сегодня новую «Трехгрошовую оперу» можно увидеть на сцене Театра имени В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Это авторская версия режиссера Алексея Франдетти, которого критики называют «локомотивом российского музыкального театра». Обладатель трех премий «Золотая маска», «Звезды театрала», «Музыкального сердца театра» и других наград, среди его работ — музыкально-драматические хиты «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» (Театр на Таганке), «Маяковский» («Ленком Марка Захарова»), «Рождество О. Генри» (Театр имени Пушкина) и «Стиляги» (Театр наций).

Предоставлено пресс-службой
По словам режиссера, из Брехта ему хотелось «создать настоящий аттракцион — рискованный, экспериментальный». Партитуру Вайля специально переложили для сцены Театра Комиссаржевской (смешение стилей гарантировано). А на главные роли пригласили самых титулованных артистов мюзиклов в России — Ивана Ожогина, Кирилла Гордеева, Александра Большакова, Анну Вартаньян и других.
Визуально спектакль отсылает к эстетике викторианской Англии (художник-постановщик Анастасия Пугашкина — постоянный соавтор Франдетти). А значит, можно готовиться к мрачным спецэффектам и запоминающимся аттракционам.
Текст: Наталья Витвицкая
10:27



