Новая выставка в МАММ: кто такой Лучо Фонтана и зачем он режет свои полотна

Новая выставка в МАММ: кто такой Лучо Фонтана и зачем он режет свои полотна

В Мультимедиа Арт Музее открывается первая в России ретроспективная выставка звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны. Он основал целое художественное направление, написал манифест о синтезе искусств и объединении науки и творчества, но славу ему принесли картины с разрывами и прорезями – они как раз и будут в экспозиции. Собрали 5 фактов, которые нужно знать о Фонтане перед тем, как пойти на выставку.

Мультимедиа Арт Музей

Остоженка, 16
С 27 ноября 2019 года – 23 февраля 2020 года
Билеты: 500 рублей

Лучо изучал искусство скульптуры на примере надгробий. Фонтана родился в 1899 году в творческой семье: у отца была мастерская, где делали монументальные памятники на могилы. В 10 лет Лучо стал там подмастерьем. Несмотря на свою славу живописца, по образованию он скульптор: в 1927 году поступил в миланскую Академию Брера, там же увлекся кубизмом.

Все изменилось в 1949 году, когда Фонтана проткнул шилом холст. Он не просто начал новую веху в своем творчестве, он создал новое художественное направление – спациализм (от итал. spazio – пространство). В нем живопись и скульптура рассматривались как один вид искусства. До этого считалось, что искусство ограничено неприкосновенным пространством холста. Разорвав его, Фонтана доказал, что это не так.

Новая выставка в МАММ: кто такой Лучо Фонтана и зачем он режет свои полотна

Лучо Фонтана. «Пространственный концепт». 1949. Бумага, негрунтованный холст. Национальная галерея модернистского и современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей модернистского и современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. Фото: Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Дыра означает космос. Сначала художник делал надрез или дырку на холсте с помощью инструмента, а потом руками придавал отверстию нужную форму. Рассекая картину, он стремился сделать ее трехмерной: объем должны были создавать тени от края разреза. Чтобы создать эффект глубины, сзади Фонтана приклеивал к полотну черную ткань. Так получалось ощущение пустоты и космоса.

В конце 40-х Фонтана придумывал пространственные инсталляции, большинство из которых уничтожили. Это были коридоры и комнаты, освещенные неоновыми трубками, куда зрители могли войти и испытать необычайные ощущения, словно погрузившись в нереальное пространство. Они были впервые были показаны в Художественном центре Уокера в Миннеаполисе в 1966 году и на выставке в Стеделейк-музее в Амстердаме в 1967‑м. Почти сразу после нее инсталляции разрушили, потому что в то время никто не подозревал, что они могут иметь какую-то ценность.

Новая выставка в МАММ: кто такой Лучо Фонтана и зачем он режет свои полотна

Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты». 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтана, Милан. Фото: Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Сейчас его произведения стоят невероятных денег. В 2015 году на аукционе Sotheby's в Лондоне его работа «Пространственный концепт. Конец Бога» 1963 года была продана за рекордную сумму – почти 16 миллионов фунтов. Тогда же еще один «Пространственный концепт» Фонтаны ушел с молотка за миллион фунтов (при эстимейте в 350 тысяч). Большая часть его работ при жизни осталась незамеченной, несмотря на то, что в 1966-м (за два года до смерти) его творчество отметили Гран-при на 33-й Венецианской биеннале. Ранние инсталляции Фонтаны начали тщательно восстанавливать только в 1972 году.

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости