«ЗДаневич: ЗДесь и сейЧАС» в ММОМА: авангардист, издатель, друг Пикассо и Шанель
С 3 декабря в ММОМА проходит выставка «ЗДаневич: ЗДесь и сейЧАС», приуроченная к 125-летию художника и теоретика искусства. Передовой футурист, создатель собственного художественного направления Илья Зданевич в 1921 году эмигрировал из России. Во Франции он сотрудничал с Пабло Пикассо и Жоаном Миро, дружил с Шанель и издавал книги. В экспозиции ММОМА – одна из них, а также работы современных авторов, посвященные Зданевичу. Рассказываем, что нужно знать о художнике перед тем, как пойти на выставку.
Пропагандист футуризма
ММОМА
Гоголевский бульвар, 10, строение 2.С 3 декабря 2019-го по 2 февраля 2020 года.
Входной билет – 350 рублей, льготный билет – 150.
В 1912 году молодому студенту-юристу Илье Зданевичу в руки попал манифест итальянского футуриста Маринетти, который перевернул его сознание. Проникшись идеями нового направления в искусстве, он стал его активным проповедником, проводил в кафе Москвы и Петербурга эпатажные выступления. На одном из них Зданевич снял с ноги ботинок и заявил, что тот лучше подходит на роль идола, чем какая-то Венера Милосская: «Башмак отделяет нас от грязной земли, тем самым выражая презрение футуристов к земле и их любовь к небу». Выступление закончилось потасовкой. Убежденный идеолог авангардного искусства, Зданевич ввел в оборот само слово «футуризм». Однако он пошел дальше и создал собственное направление «всёчество», провозгласив отсутствие в творчестве границ времени и пространства.
Создатель нового языка
Зданевич писал стихи, пьесы и даже изобрел новый язык. Он начал разрабатывать его еще в 1913 году, а уже через три года написал на нем первое произведение – пьесу «Янко крУль албАнскай». Абсурдистская история о Янко, которого албанские разбойники заставили стать королем и приклеили к трону, написана заумным языком. «Пасвиченае», «аркестрами», «знаминитава», «бискровнае» – вот куда, оказывается, уходят корни «олбанского» языка эпохи ЖЖ. С помощью придуманного языка Зданевич, как и пользователи Рунета 2000-х, стремился на письме передать живость разговорной речи.
Первооткрыватель Пиросмани
Вряд ли сейчас грузинский художник Нико Пиросмани был бы известен, если бы не Зданевич. Во время одной из поездок на родину (он родился в Тифлисе) Илья Зданевич со старшим братом Кириллом, тоже художником, заметили работы Пиросмани и решили организовать выставку. Зданевич потратил много сил и времени, объездил всю Грузию и собрал внушительную коллекцию. После эмиграции Ильи собрание картин досталось Кириллу, который остался в СССР. Тот продал ее государству, тем самым закрепив статус Пиросмани.
Соратник Пикассо
В 1921 году Зданевич покинул советскую Россию, взял псевдоним Ильязд и обосновался во Франции, где занялся книгоиздательством. Он работал в формате Livre d’artiste – это книги, в которых художники не только создавали, но и оформляли текст. Зданевич сотрудничал с Максом Эрнстом, Жоаном Миро и Альберто Джакометти. Но его главным другом и соратником был Пабло Пикассо. Они познакомились в конце 1930-х и общались до самой смерти художника в 1973 году.
Коллега и друг Шанель
Во Франции Зданевич рисовал по ткани и успел поработать с несколькими дизайнерами, самая известная из них – Коко Шанель, с которой художника познакомил Сергей Дягилев в 1927 году. Ильязд стал начальником отдела рисовальщиков на ее текстильном предприятия, разрабатывал орнаменты для фирменного джерси, которое стало «фишкой» бренда Шанель. Зданевич и Коко сотрудничали до 1938 года, но были они не просто коллегами, а близкими друзьями. Шанель даже стала крестной матерью его дочери.
04 декабря 2019








