«Черный заяц» : спектакль-страшилка по рассказу Пелевина

«Черный заяц» : спектакль-страшилка по рассказу Пелевина

15 декабря в Башмет центре состоится премьера спектакля «Черный заяц», основанного на рассказе Виктора Пелевина «Синий фонарь». Того самого, где дети после отбоя в летнем лагере не ложатся спать, а рассказывают друг другу страшные истории. Наш корреспондент Симона Андрисенко сходила на постановку и делится впечатлениями

Башмет центр

Б. Полянка, 45

Темнота, кровати со спинками из железных прутьев, то ли как в старом советском лагере, то ли как в больнице. Такую картину видит зритель, блуждающий между белыми стендами с произведениями современного искусства в арт-пространстве Cube.Moscow. В галерее нет сцены или отдельного места, поэтому спектакль поставили в одном из залов, прямо среди экспонатов. Но потом перенесли на более комфортную площадку – в Башмет центр. В любом случае вы попадаете в темноту, где вместо привычного зрительного зала – большие мягкие пуфы. Пробираться к своему месту надо максимально осторожно – в упомянутых выше кроватях уже кто-то спит. Сопровождает меня женщина в белом халате (и я не могу отделаться от ощущения, что это не воспитательница, а медсестра). Когда все наконец улягутся, она попросит выключить телефоны и тоже заставит готовиться ко сну. Словно каждый из гостей тоже ее подопечный.

«Черный заяц» : спектакль-страшилка по рассказу Пелевина

Фото: пресс-служба

Первые пять минут тишину нарушает лишь монотонное сопение. Сначала ты пытаешься разглядеть, кто же все таки лежит на кроватях, но не получается. Потом к тишине начинаешь привыкать и, растянувшись на больших мягких мешках, жалеешь лишь об одном: что в отличие от актеров одеяло тебе не выдали. И вдруг раздается тихий голос: «Про мертвый город знаете?» А потом начинается история, знакомая каждому ребенку, который хоть раз бывал в летнем лагере. Хочешь не хочешь, приходится смахивать дремоту и прислушиваться к шепоту. Ворочаясь на кроватях, дети (играют их молодые актеры) начинают запугивать друг друга страшилками про мертвецов и вампиров. Ребята говорят очень тихо, словно боятся, что придут взрослые и уложат их спать, и какие-то слова теряются в шорохе простыней.

Автор проекта – молодой режиссер Габбилен Галычев – позиционирует этот спектакль как экспериментальный и иммерсивный. Но зритель может только попытаться представить себя в лагере среди других детей. Ели получится – это будет заслугой его богатой фантазии. Ведь все местное пространство – кровати и пуфы – разделены на две четкие зоны, актеры с залом не взаимодействуют, и получается не вовлеченный в действие игрока, пассивный слушатель. Какая-то свобода выбора появляется лишь в финале, после последней страшилки под названием «Черный заяц» – и это как минимум неожиданно. Когда все представление ты был ведом актерами, сложно догадаться, что у тебя есть какая-то свобода выбора.

А страшилки в итоге оказываются совсем не детскими. По сути это истории об иллюзорности и скоротечности жизни, опасности быть «съеденным» работой или собственной семьей, о потерянном времени. В общем все то, что пугает современного человека. Ключевая же тема – смерть и все, что с ней связано. Дети рассуждают о том, как можно распознать мертвеца и в итоге приходят к выводу, что от живого этот персонаж мало чем отличается. И в итоге каждый из рассказчиков (и зрителей) пытается понять, а какой «пациент» он – скорее живой или мертвый. Актеры отчаянно пытаются создать нагнетающую обстановку, оживить эти истории, сделать их реальными страшилками, а не метафорическими рассказами. Но не получается. Напугать это действо не может, разве что заставит задуматься о бренности бытия. А уж нужны ли вам подобные мысли нет – дело ваше.

Симона Андрисенко

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

12 декабря, 2019

Новости