15 декабря в Башмет центре состоится премьера спектакля «Черный заяц», основанного на рассказе Виктора Пелевина «Синий фонарь». Того самого, где дети после отбоя в летнем лагере не ложатся спать, а рассказывают друг другу страшные истории. Наш корреспондент Симона Андрисенко сходила на постановку и делится впечатлениями
Башмет центр
Б. Полянка, 45Темнота, кровати со спинками из железных прутьев, то ли как в старом советском лагере, то ли как в больнице. Такую картину видит зритель, блуждающий между белыми стендами с произведениями современного искусства в арт-пространстве Cube.Moscow. В галерее нет сцены или отдельного места, поэтому спектакль поставили в одном из залов, прямо среди экспонатов. Но потом перенесли на более комфортную площадку – в Башмет центр. В любом случае вы попадаете в темноту, где вместо привычного зрительного зала – большие мягкие пуфы. Пробираться к своему месту надо максимально осторожно – в упомянутых выше кроватях уже кто-то спит. Сопровождает меня женщина в белом халате (и я не могу отделаться от ощущения, что это не воспитательница, а медсестра). Когда все наконец улягутся, она попросит выключить телефоны и тоже заставит готовиться ко сну. Словно каждый из гостей тоже ее подопечный.
Первые пять минут тишину нарушает лишь монотонное сопение. Сначала ты пытаешься разглядеть, кто же все таки лежит на кроватях, но не получается. Потом к тишине начинаешь привыкать и, растянувшись на больших мягких мешках, жалеешь лишь об одном: что в отличие от актеров одеяло тебе не выдали. И вдруг раздается тихий голос: «Про мертвый город знаете?» А потом начинается история, знакомая каждому ребенку, который хоть раз бывал в летнем лагере. Хочешь не хочешь, приходится смахивать дремоту и прислушиваться к шепоту. Ворочаясь на кроватях, дети (играют их молодые актеры) начинают запугивать друг друга страшилками про мертвецов и вампиров. Ребята говорят очень тихо, словно боятся, что придут взрослые и уложат их спать, и какие-то слова теряются в шорохе простыней.
Автор проекта – молодой режиссер Габбилен Галычев – позиционирует этот спектакль как экспериментальный и иммерсивный. Но зритель может только попытаться представить себя в лагере среди других детей. Ели получится – это будет заслугой его богатой фантазии. Ведь все местное пространство – кровати и пуфы – разделены на две четкие зоны, актеры с залом не взаимодействуют, и получается не вовлеченный в действие игрока, пассивный слушатель. Какая-то свобода выбора появляется лишь в финале, после последней страшилки под названием «Черный заяц» – и это как минимум неожиданно. Когда все представление ты был ведом актерами, сложно догадаться, что у тебя есть какая-то свобода выбора.
А страшилки в итоге оказываются совсем не детскими. По сути это истории об иллюзорности и скоротечности жизни, опасности быть «съеденным» работой или собственной семьей, о потерянном времени. В общем все то, что пугает современного человека. Ключевая же тема – смерть и все, что с ней связано. Дети рассуждают о том, как можно распознать мертвеца и в итоге приходят к выводу, что от живого этот персонаж мало чем отличается. И в итоге каждый из рассказчиков (и зрителей) пытается понять, а какой «пациент» он – скорее живой или мертвый. Актеры отчаянно пытаются создать нагнетающую обстановку, оживить эти истории, сделать их реальными страшилками, а не метафорическими рассказами. Но не получается. Напугать это действо не может, разве что заставит задуматься о бренности бытия. А уж нужны ли вам подобные мысли нет – дело ваше.
12 декабря, 2019