Саундтрек 007: 15 тем бондианы – от худшей к лучшей

Главную песню для фильма о Джеймсе Бонде «Не время умирать» исполнит Билли Айлиш. Пока пользователи социальных сетей обсуждают столь неожиданный выбор продюсеров 25-й картины бондианы, The City вспоминает 15 тем из предыдущих фильмов франшизы и располагает их в своеобразном хит-параде: от худшей к лучшей.

Джек Уайт и Алиша Киз – Another Way to Die из «Кванта милосердия» (2008)

Видео: BlurayPreVu/YouTube

«Квант милосердия» стал вторым фильмом бондианы для самого кассового агента 007 за всю историю франшизы – английского актера Дэниела Крейга. Главную песню для картины должна была записать Эми Уайнхаус, но продюсеры не смогли вовремя достучаться до скандально известной певицы и в последний момент пригласили в студию Джека Уайта и Алишу Киз. Кстати, это было своеобразное новаторство: Another Way to Die стала первой темой бондианы, над которой работал дуэт. Уайт написал песню и записал вокал, партии гитары и барабанов, а Киз – свою партию и фортепиано. Однако итог звучит так, будто исполнители работали не только не вместе, но вообще сидели в разных студиях – настолько между ними нет химии.


Глэдис Найт – License to Kill из «Лицензии на убийство» (1989)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

License to Kill из второго фильма франшизы с Тимоти Далтоном в роли агента 007 зачем-то копирует Goldfinger, но делает это не слишком талантливо, как-то неумело даже. Складывается впечатление, что песню написали по принципу «чтобы было», потому что без песни никак. Даже популярная соул-певица и обладательница семи «Грэмми» Глэдис Найт не выручает, так как столь проходной материал и в ее исполнении звучит неубедительно.


Madonna – Die Another Day из «Умри, но не сейчас» (2002)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

Четвертый и последний фильм для британца Пирса Броснана должен был стать звездным часом для ворвавшейся в франшизу Мадонны, которая решила освежить звуковой ряд картины: сквозь танцевальный грув Die Another Day и пропущенный через автотюн вокал певицы (задолго до повального увлечения автотюном в поп-музыке) так и чувствуется желание поразить и заворожить слушателя новейшими студийными достижениями. Но для консервативной бондианы это был перебор. Песню раскритиковали, как и чрезмерное увлечение режиссера фильма «Умри, но не сейчас» Ли Тамахори компьютерной графикой.


Тина Тернер – GoldenEye из «Золотого глаза» (1995)

Видео: doppelgangyr/YouTube

«Золотой глаз» стал очередным перезапуском бондианы, на этот раз с Пирсом Броснаном в главной роли, поэтому продюсеры франшизы подключали лучших из лучших. Так, музыку для фильма, а конкретнее заглавную песню, написали участники группы U2 Боно и Эдж. А исполнила ее соул-дива Тина Тернер. Голос артистки звучал прекрасно, но песню как сглазили, мировым хитом она так и не стала.


Сэм Смит – Writings on the Wall из «007: Спектр» (2015)

Видео: Flicks And The City Clips/YouTube

Британскому певцу Сэму Смиту досталась тяжкая доля написать яркую песню для фильма о Бонде после мощнейшей Skyfall в исполнении Адель (смотри ниже). Казалось бы, миссия невыполнима. Но Смит не просто справился, его выразительный вокал и драматично вступающие в нужный момент струнные заставили киноакадемиков прослезиться вновь, и в 2016 году Writings on the Wall получила «Оскар».


A-ha – The Living Daylights из «Искр из глаз» (1987)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

Дебют валлийца Тимоти Далтона в роли агента 007 и последний фильм бондианы на тему холодной войны. Продюсеры проекта устраивали конкурс среди артистов, которые присылали им свои варианты заглавной песни. В итоге победу одержала одна из самых популярных групп тех лет – норвежцы A-ha, третий альбом которых Stay on These Roads (в него и вошла эта композиция) продался тиражом более четырех миллионов экземпляров. Запись однако не прошла бесследно: композитор 007 Джон Барри постоянно ссорился с музыкантами, и прийти к согласию оказалось непросто. Но, не смотря на токсичную атмосферу, трек все-таки получился отменным.


Duran Duran – A View to a Kill из «Вида на убийство» (1985)

Видео: Jon Rock/YouTube

Заглавная песня для фильма, закрывшего эпоху Бонда – Роджера Мура, стала единственной темой бондианы за всю историю франшизы, занявшей первую строчку в американском хит-параде. Сложилось все: нью-вейв был на пике, приглашенные к исполнению трека британцы Duran Duran стали одними из мессий «новой волны», а в качестве композитора выступил автор музыки к одиннадцати фильмам об агенте 007 Джон Барри. И на этот раз СМИ не писали про раздор на рабочей площадке. Даже наоборот: музыканты легко нашли общий язык. А в 2011 году во время своего выступления на фестивале Coachella после новостей о кончине композитора они приготовили для «своего друга Барри» специальный трибьют.


Крис Корнелл – You Know My Name из «Казино «Рояль»» (2006)

Видео: shaken notstirred/YouTube

Крис Корнелл написал песню для первой картины с Дэниелом Крейгом в роли агента 007. Обновленная франшиза должна была выглядеть и звучать так, чтобы сразу стало понятно: новый Бонд будет про головокружительные авантюры, шквал страстей, азарт, кровь, плейбойство. И голос продюсеры искали соответствующий: фронтмен группы Soundgarden подошел идеально. Правда, последний фильм с Крейгом он не увидит: в 2017 году после затяжной депрессии артист покончил с собой.


Garbage – The World Is Not Enough из «И целого мира мало» (1999)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

Главную тему к фильму, в название которого вынесен фамильный девиз Бондов Orbis non sufficit («И целого мира мало») написал большой фанат бондианы и Джона Барри, английский композитор Дэвид Арнольд. Накануне нового тысячелетия в музыке правил альтернативный рок, и продюсеры картины решили пригласить на саундтрек исполнителей, которые могли бы привлечь в кинотеатры более молодую аудиторию. Но не удержались: грязный гитарный звук Garbage сдобрили оркестровкой. Возможно, похожую цель преследуют создатели «Не время умирать», пригласившие написать песню для фильма Айлиш.


Adele – Skyfall из «007: Координаты «Скайфолл» (2012)

Видео: OddSun/YouTube

Песня Адель, ставшая заглавной в «007: Координаты «Скайфолл»», напротив, звучала торжественно, мрачно, с пафосом, достойным лучших классических фильмов о знаменитом шпионе. Еще бы: Skyfall писали в «той самой» студии на Эбби Роуд с оркестром из 77 человек. Трек ожидаемо вошел во всевозможные списки лучших саундтреков не только бондианы, но и нового века. И заодно собрал главные награды: «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую песню.


Нэнси Синатра – You Only Live Twice из «Живешь только дважды» (1967)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

По одной из легенд, заглавную версию для «Живешь только дважды» должен был записать сам Фрэнк Синатра – уж очень в стиле знаменитого крунера развивается тема You Only Live Twice. Но Синатра предложил песню дочери, только что выпустившей хит These Boots Are Made for Walkin’, чтобы таким образом поддержать ее карьеру. Так было или иначе, но певица не спасовала и сделала интереснейшую версию с отсылками к модным в те годы восточноазиатским мотивам и потрясающими струнными.


Ширли Бэсси – Goldfinger из «Голдфингер» (1964)

Видео: James Reed/YouTube

Дебют британской певицы нигерийского происхождения из Уэльса Ширли Бэсси в качестве исполнительницы темы бондианы состоялся именно в «Голдфингере» в 1964 году (впоследствии Бэсси запишет еще две заглавные песни для «Бриллиантов навсегда» и «Лунного гонщика»). Goldfinger написал Джон Барри, песня достигла 8-й строчки в американском хит-параде. И это в своем роде уникальное достижение для томного соула, особенно учитывая, что Америка тогда сходила с ума по жизнерадостным бойким хитам The Beatles и The Beach Boys. Но вот что забавно: продюсером Goldfinger и The Beatles одновременно был Джордж Мартин.


Пол Маккартни и группа Wings – Live and Let Die из «Живи и дай умереть» (1973)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

Сложно поверить, что группа во главе с экс-битлом, записавшая Band on the Run, примерно то же время занималась песней для очередной серии бондианы. Да не простой, а обновленной, с Роджером Муром в роли агента 007. Но дело было именно так, причем в случае с Муром это был первый серьезный перезапуск франшизы, так что музыка для «Живи и дай умереть» должна была радикально отличаться от песен из «Голдфингера», «Живешь только дважды» или «Бриллиантов навсегда». По легенде, Маккартни самовольно написал Live and Let Die и отправил демо продюсерам картины, а те сразу поняли, что перед ними то, что нужно. Песня принесла бондиане первую номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая песня к фильму», а в начале 1990-х новую жизнь треку подарили американцы Guns N’ Roses, записавшие свою версию для альбома Use Your Illusion I (и даже выпустили этот кавер в качестве сингла).


Ширли Бэсси – Diamonds are Forever из «Бриллиантов навсегда» (1971)

Видео: AvengedS939 – The James Bond Network/YouTube

Можно ли найти более ассоциирующуюся с агентом 007 песню? Возможно, лишь одну (смотри следующий, последний пункт нашего рейтинга), но сложно спорить, что пронзительная баллада Diamonds are Forever в исполнении Ширли Бэсси стала символом бондианы наравне с дорогими автомобилями, коктейлями, часами и безупречными костюмами. Это лебединая песня Шона Коннери – его прощание с образом агента 007. С музыкальной точки зрения эта композиция вдохновляет до сих пор. Вот, например, интересная деталь: Канье Уэст написал первый сингл с альбома Late Registration – песню Diamonds from Sierra Leone – на основе сэмпла из Diamonds are Forever.


Джон Барри и Монти Норман – The James Bond Theme из «Доктора Ноу» (1962)

Видео: Trueblooddevil/YouTube

Первый фильм в серии, первая картина продолжительной (из семи фильмов) и значительной эпохи Бонда – Коннери, а также первый и не заканчивающийся до сих спор за авторство одной из самых узнаваемых музыкальных тем в кинематографе. The James Bond Theme Джона Барри и Монти Нормана, а каждый композитор, разумеется, утверждает, что знаменитую мелодию написал именно он, прозвучала в открывающих титрах «Доктора Ноу» Теренса Янга и… в момент выхода картины в 1962 году не принесла создателям ни почестей, ни денег. Можно сказать, прошла практически незамеченной: ну, музыка к фильму и музыка к фильму. Фильм вообще получил неоднозначную реакцию от критиков, и автору романов о Бонде Яну Флемингу не понравился. Однако история расставила все по местам. И кстати, «Доктор Ноу» остался единственным фильмом бондианы, у которого есть тема и при этом нет заглавной песни.

Кристина Сарханянц