Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

В Центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка выдающегося авангардиста Александра Родченко – работы представлены из коллекции фонда Still Art. В экспозицию вошли произведения разных лет, начиная с первых фотографических опытов 1920-х до кадров конца 1930-х годов. Лиля Брик в роли агитработницы, монументальный Маяковский, лестницы – сокуратор выставки, внук Александра Родченко и ведущий специалист по его творчеству Александр Лаврентьев выбрал для The City пять знаковых экспонатов.

Лестница, 1929

Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Одна из самых известных фотографий Родченко, выполнена на ступенях лестницы у Храма Христа Спасителя на Кропоткинской набережной. На снимке изображена женщина с ребенком на руках, она поднимается по ступеням. Фигура как будто преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос, диагональная композиция усиливает конструктивно-графическое впечатление от снимка.
Первоначально фото было датировано по отметке, указанной автором на отпечатках. Однако во время подготовки ретроспективной выставки Родченко в Московском доме фотографии в 2006 году было установлено, что впервые снимок появился в журнале «Даешь» в сентябре 1929 года под названием «Летний день» – так удалось уточнить дату. Снимок вошел в состав экспозиции работ Родченко на Выставке мастеров советского фотоискусства 1935 года, а в дальнейшем стал непременным сюжетом практически на любой посмертной выставке художника или в изданиях, посвященных его творчеству.


Пожарная лестница, 1925

Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Одна из самых запоминающихся экспериментальных фотографий Родченко. Идея ракурса – взгляда вертикально вверх и как бы обрывистой, форсированной перспективы. Пожарная лестница на снимке восьмиэтажного дома дана симметрично, что делает ее похожей на железнодорожные пути, где перекладины воспринимаются как шпалы. Дорога в небо...
Снято любительским фотоаппаратом Vest Pocket Kodak, негатив 4х6,5, пленка. У этого аппарата, привезенного из Парижа летом 1925 года после постройки Рабочего клуба на международной выставке декоративного искусства, было несколько важных достоинств. Во-первых, он был всегда готов к работе – не надо было каждый раз наводить на резкость по матовому стеклу, а потом вставлять кассету с пленкой или пластинкой. Перемотка кадра – и можно снова снимать. Во-вторых, фотоаппарат был компактным: по размеру такой же, как современный смартфон, только вдвое толще. Его всегда можно было носить с собой. В-третьих, объектив с большой глубиной резкости, гиперфокальный: увидел и тут же снял. Эта камера идеально подошла для экспериментов с ракурсной съемкой зданий, деревьев, городских пейзажей.


Сосны, Пушкино, 1927

Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Снято фотоаппаратом Vest Pocket Kodak на рулонную пленку во время поездки на дачу В. В. Маяковского. Здесь было написано знаменитое стихотворение о встрече с Солнцем. Здесь собирались лефовцы и играли на веранде в свою любимую китайскую игру маджонг. Природа, на первый взгляд, не могла войти в круг конструктивной натуры для Родченко. Однако оказалось, что сосны, их рвущиеся ввысь стволы созвучны многим индустриальным мотивам, которые Родченко снимал в эти годы. «На даче в Пушкино хожу и смотрю природу; тут кустик, там дерево, здесь овраг, крапива… Все случайно и неорганизованно, и фотографию не с чего снять, неинтересно. Вот еще сосны ничего, длинные, голые, почти телеграфные столбы». (Записная книжка ЛЕФа).

Говоря о своих творческих задачах разных лет, Родченко вспоминал: «1925–1926 годы. ЛЕФ – разрушение старой фотографии. Борьба за фотографический язык для показа советской темы, поиски точек съемки, агитация за раскрытие мира средствами фотографии, за факты, за репортаж. Первые статьи в журналах «ЛЕФ» и «Советское кино». Ставлю перед собой задачу: показывать предмет со всех сторон и главным образом с такой точки, с которой его еще не привыкли видеть. Ракурсы, трансформации. Это не было ошибкой, это было нужно, и это сыграло положительную роль в фотографии, освежило ее, подняло на новую ступень».

Лиля Брик, 1924

Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Портрет Лили Брик с рукой, сложенной рупором у рта, с самого начала предназначался для рекламного плаката Ленинградского отделения Госиздата. Муза Маяковского здесь играет роль работницы и агитирует обращаться в книжные магазины Госиздата по всем отраслям знаний. Портрет в профиль удачно вписался в геометрическую композицию плаката, основанную на сочетании двух основных фигур: круга и треугольника. Если повернуть плакат вертикально против часовой стрелки, получится форма восклицательного знака. В этом секрет притягательности и самого плаката, и фотографии. Плакат вместе с портретом передает концентрированную идею визуальной коммуникации, визуализации слова, звука средствами графического дизайна. Впервые экспонировался на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже.


Поэт Владимир Маяковский, 1924

Выставка «Александр Родченко» в Центре братьев Люмьер: 5 важных работ

Фото: Центр фотографии имени братьев Люмьер

В апреле 1924 года в мастерскую Родченко пришел Маяковский – было необходимо сделать его портрет для готовящихся книг. Серия из нескольких фотографий, каждая самостоятельна и неповторима. Лицо поэта в фас стало элементом фотомонтажа на обложке книги «Разговор с фининспектором о поэзии», изданной в 1926 году. Портрет Маяковского на стуле в полный рост был напечатан в виде отдельного фотоплаката в 1940 году. Маяковский в пальто и шляпе с ворохом бумаг тоже стал фигурой нескольких фотомонтажей. «По таким портретам пишется история», – резюмировал свой анализ снимка Родченко на Всесоюзной фотовыставке критик Илья Сосфенов.

Родченко был поклонником Маяковского. Их связывали дружба и годы совместной работы в рекламе – вспомним «Нигде кроме, как в Моссельпроме», в книге, в дизайне, так как именно по совету Маяковского Родченко заказали проект знаменитого Рабочего клуба для выставки в Париже в 1925 году. Маяковский был лидером группы ЛЕФ, в которую входили писатели, поэты, архитекторы и художники «левого фронта искусств». Вместе они выпускали журнал «ЛЕФ», а потом «Новый ЛЕФ». Все обложки выполнены рукой Родченко. Каждая обложка – это как манифест нового, экспериментального подхода в искусстве: крупное название, превращающее обложку в плакат, фотомонтаж, пародирующий противостояние традиционного искусства и искусства бунтарей из левого фронта, фотография глаза или киноаппарата на обложке как символ нового технического инструмента видения, созвучного эпохе.

Центр фотографии имени братьев Люмьер
Болотная набережная, 3, строение 1
До 5 апреля
Билеты: студентам и пенсионерам – 250 рублей, полный билет в будние дни – 400 рублей, полный билет в выходные дни – 500 рублей, ветеранам Великой Отечественной войны, детям до шести лет в сопровождении родителей – бесплатно.
Подробности здесь.