Один из самых знаменитых художников мира — Пабло Пикассо. Увидеть его картины можно не только на родине в Испании или во Франции, где художник провел всю взрослую жизнь, но и в Москве. Арт-обозреватель Елена Шарова выбрала полотна художника в Пушкинском музее, на которые стоит обратить внимание.
Для всего мира Пикассо — это «Авиньонские девицы», искореженные похотью и плотской страстью. Это «Герника» — изувеченная злом чистая любовь и добродетель. Это перекошенная от боли предательства и заплаканная Дора Маар. Это сплошь кубизм и преломление пространства.
А для нас, москвичей, Пикассо — это «Девочка на шаре». Тонкая, хрупкая, изумительно нежная метафора жизни. Ее движение, которое невозможно предсказать: куда на этот раз качнет шар под ножками артистки, влево или вправо? Хватит ли сил на нем устоять? И стоит ли так рисковать или проще замереть, врасти, как памятник, в твердь под собой и сидеть неподвижно, как атлет на переднем плане картины?
Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905
Приглушенные цвета напоминают фрески, это связано с тем, что Пикассо писал на оборотной стороне другой картины, недостаточно прогрунтовав холст. Это удалось выяснить работникам Пушкинского музея в ходе реставрации работы пару лет назад.
Такое ощущение, что эта картина с нами всю жизнь: мы выросли на этом пикассовском мировосприятии, где красота хрупка и все так зыбко. На самом деле «Девочку на шаре» впервые показали московской публике лишь в 1956 году — на большой выставке художника на Волхонке. До этого приобретение купца-коллекционера Ивана Морозова прятали в запасниках. Очереди стояли невероятные: люди ночами дежурили у музея, чтобы увидеть произведения знаменитого автора.
Это был культурный переворот сознания, такого публике еще не показывали. На это сразу же отреагировали поэты и писатели. Евгений Евтушенко сделал образ девочки на шаре сквозным в одном из своих стихов: «Но ты воскресла в облике ином, / Как девочка на шарике земном / В изгибисто наивной простоте / У раннего Пикассо на холсте». А Виктор Драгунский написал нежный рассказ из своей знаменитой серии «Денискины рассказы», который затем экранизировали, про первую любовь и силу искусства. Словом, одна экспозиция — и какое огромное влияние на культуру!
Там же, на той первой большой выставке, можно было увидеть еще один бесспорный шедевр юного Пикассо — «Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты)», в котором снова появляется тема цирка. Художник пишет сцену из кабачка на Монмартре, где артисты бродячего балагана коротают время в ожидании работы. Образ грустного Арлекина для Пикассо — символ его самого, то есть человека, посвятившего свою жизнь искусству, а значит, обреченному на вечные скитания и мучительные ожидания в пьяных кабачках — то музы, то заказа от торговца-маршана. И эти грустные циркачи — символ богемы, к которой сам художник как раз на заре XX века и принадлежал: без гроша в кармане он исследовал Париж и писал часто то, что видел.
Пабло Пикассо. Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты). 1901
Примерно так же, из набросков, которые были сделаны с натуры, и родилась вот эта невероятная живопись. «Объятие» — это картина, в которой возвышающая сила искусства побеждает быт. Про эту работу точно написал поэт Владимир Корнилов: «Лиц не было, но было ясно, / Что это вовсе не жена, / Но для него она прекрасна / И позарез ему нужна. / Я видел: он — ее забота, / Я знал: она — его судьба. / Такая в них была свобода, / Что я до слез жалел себя».
Пабло Пикассо. Объятие. 1900
Эта картина о невероятной любви, которая выше условностей и любых обстоятельств. Пара на холсте заключена в тесную бедную комнату, но у них есть главное богатство — это объятие, которое через секунду будет разомкнуто. Но сейчас оно поддерживает их, помогает забыть о предлагаемых судьбой обстоятельствах.
И сам Пикассо долгие годы в объятиях своих возлюбленных находил все: и поддержку, и вдохновение. В 1910-е годы он познакомится с русской балериной Ольгой Хохловой, звездой балетов Дягилева. Благодаря ее поддержке Пикассо сменит кабачки в Париже на буржуазные салоны и из богемного художника превратится в буржуазного модного мастера. Но это совсем другая история. А пока обнимите близких и пригласите их в Пушкинский музей.
Читайте также
23 ноября