Мусор и искусство оказались на одной территории еще в начале прошлого века. В 1918 году немецкий авангардист Курт Швиттерс создавал аппликации из оберток для папирос и обрывков проездных билетов. С тех пор треш-арт оброс манифестами, идеологами и поклонниками по всему миру. Рассказываем о художниках, которые прямо сейчас собирают хлам для будущих музейных экспонатов.
Фото: Bordallo II/Instagram
Фото: Bordallo II/Instagram
Гигантские зайцы, уточки и еноты португальского уличного художника Артура Бордало II расселились по всему миру: от его родного Лиссабона до Таити. Замысловатый состав объемных муралов (обычно это электрические кабели, старые шины и автомобильные запчасти) разглядеть можно только вблизи: на большом расстоянии все выглядит как яркий стрит-арт. В Москве скульптура Бордало, зеленый хамелеон из старых садовых инструментов, стоит на территории дизайн-завода «Флакон».
AP/East News
«Концепция затмевает уникальность» – творческий девиз Вика Муниса. Прославили его копии картин Ван Гога, Пикассо, Малевича, Климта и Матисса, которые он нарисовал из пыли, сахара, шоколада, детских игрушек и, конечно же, мусора. А десять лет назад фантазия и забота об окружающей среде привели его на самую большую свалку на планете в Рио-де-Жанейро. Здесь он фотографировал местных мусорщиков, а затем превратил снимки в монументальные полотна, вместо красок – отходы. Заработанные от продажи картин деньги (одну из них продали за 50 тысяч долларов) ушли натурщикам.
Фото: dariotironi.com
Фото: dariotironi.com
Чаще всего в руках итальянца Дарио Тирони оказываются сломанные запчасти компьютеров, калькуляторов, ноутбуков и смартфонов. Из них получаются человекоподобные скульптуры по лучшим образцам античного искусства. По задумке автора, его объекты представляют собой синтез биологической эволюции и результата будущей экологической катастрофы.
Фото: AFP/East News
Ха Шульт первым в Европе сделал экологию центральной темой творчества. Знаковый проект Шульта – армия эковоинов из консервных банок, компьютерных комплектующих и бутылок под названием Trash People. Сотни человеческих фигур из мусора переезжают из одного города в другой: стояли в парке Ариэля Шарона под Тель-Авивом, на центральной площади в Брюсселе и даже перед египетскими пирамидами. Миссия у них простая: напомнить каждому, как много лишнего производит человек.
Фото: Contessa Gallery
Чтобы создавать свои анималистичные скульптуры, корсиканцу Жилю Сеназандотти далеко ходить не надо. Необходимые материалы волны Средиземного моря каждый день выносят на берег. Чаще всего он собирает из них представителей исчезающих видов фауны: белых медведей, морских черепах. В этом есть своя трагическая ирония: необычные существа состоят из продуктов на основе нефти и пластика, которые и уничтожают их среду обитания.
Фото: voiceofwaste.com
Фото: voiceofwaste.com
Полностью безотходное производство в родной Гане устроил Эд Франклин Гавуа. Вот уже 20 лет он создает традиционные африканские маски из найденного на улице хлама. Чтобы приклеить одну сломанную деталь к другой, он использует клей из местных растений. Его работы украшают стены частных домов, офисов, отелей и галерей в Африке, Европе и Америке.
Фото: Blain Southern/Peter Mallet/Sole/East News
Британский арт-дуэт специализируется на световых проекциях и инсталляциях. Из бытовых предметов и мусора художники конструируют объемные фигуры, на первый взгляд совершенно не примечательные. Интересными их делает правильно направленный свет – там, где была просто куча мусора, человек начинает видеть какие-то сюжеты: мужчину и женщину, сидящих спиной друг к другу, или очертания города.
Фото: robertbradford.artweb.com
В фигурах Роберта Брэдфорда из солдатиков, машинок и мебели из домика Барби продолжается детство. В прошлом англичанин много лет работал психиатром, так что свои объекты воспринимает как способ арт-терапии: они полны цвета и позитивной энергии. Материалы для первой коллекции Брэдфорд нашел дома на антресолях 15 лет назад. С тех пор свои детские игрушки ему отправляют люди со всего мира. Чтобы получилась одна такса или заяц, автору требуется до нескольких тысяч маленьких предметов.
Фото: tessfelixartist.com
Канадка Тесс Феликс не создает ничего абстрактного. Герои ее картин из пластика – реальные активисты, которые работают над решением проблем Мирового океана. Лица и тела на полотнах собраны из того, что Феликс находит на Атлантическом побережье: клавиатура от компьютера, расчески, пуговицы. Иногда пляжи настолько грязные, что песка под ногами не видно. Превращение уродливого в прекрасное стало для нее метафорой силы, которой обладает человек, способный видоизменять реальность.
Фото: maxliboiron.com
Ученый, активист и только потом художник, Макс Либойрон соединяет китч с суровой реальностью. В 2013 году он сотворил своеобразную сувенирную коллекцию – прозрачные шары с необычным наполнением. За стеклом оказался пластик из Гудзона и камни из битумного угля с закрытой свалки в Бруклине. Такая миниатюрная версия загрязненной набережной Нью-Йорка.
06 февраля, 2020