Юбилейный, 70-й Берлинский кинофестиваль стартует уже 20 февраля и обещает быть пестрым, многогранным и гостеприимным: в его программах собраны сказки и антиутопии, русские и украинцы, трагикомедии и драмы, документалки и сериалы. Вот 13 фильмов, ради которых кинокритик Егор Москвитин едет на Берлинале в этом году.
Фото: berlinale.de
Фильм Вадима Перельмана – режиссера американской драмы «Дом из песка и тумана» (с Дженнифер Коннелли и Беном Кингсли в главных ролях) и российских «Измен» (с Еленой Лядовой и Евгением Стычкиным) и «Купи меня». В этот раз постановщик-экспериментатор заходит на территорию Спилберга и Бениньи. Действие разворачивается в концлагере, где герой – еврей – выдает себя за перса. Обманщик попадается на глаза немецкому шеф-повару (Ларс Айдингер), который мечтает сбежать в Иран. Узник судьбы начинает обучать хозяина положения языку, который не знает. А зрители гадают, что из того выйдет – «Кролик Джоджо» или «Список Шиндлера».
Мегаломанский проект Ильи Хржановского смущает нас уже второй год подряд. С одной стороны, грубо отрицать и критиковать что-то, чего ты не видел, а в 2019 году «Дау» посмотрели лишь единицы. С другой стороны, и сама тема (антитоталитарная драма про СССР, вот так новость), и подробности со съемок (сообщают, что на площадке были случаи насилия) заставляли говорить о неведомом кино с предубеждением и пренебрежением. Берлинский кинофестиваль, решившийся включить в основной конкурс пеструю ленту (премьера которой состоялась аж год назад), наконец-то развеет всем поднадоевший миф.
В последние годы Абель Феррара снимает очень разное кино: от вдохновенных, остроумных и попросту нежных «Сказок стриптиз-клуба» до рассеянного и неуклюжего «Томмазо». О его «Сибири» пока что не известно ровным счетом ничего – кроме того, что в ней снова играет привыкший к безумствам Феррары Уиллем Дефо (это уже шестой их совместный фильм), а упомянутая Сибирь здесь не только географическое место, а еще и метафора вечной мерзлоты внутри героя.
Ундина, как известно из германской мифологии и «Героя нашего времени», – это русалка, женственный дух воды, способный охлаждать мужской пыл. В фильме Кристиана Петцольда (который два года назад уже номинировался на «Золотого медведя» с метафоричным «Транзитом») Ундина – и затонувшее близ курорта судно, и главная героиня – рыжеволосая девушка-гид, в которую влюбляется тихий дайвер. В ролях завсегдатаи фестивального кино Паула Бер и Франц Роговский. На выпустившую Петцольда берлинскую школу кино этот красочный фильм, судя по трейлеру, не похож – но трейлеры для того и нужны, чтобы оставлять нас в дураках. Наглядный пример такой техники – фильм «Лес для деревьев» Марен Аде, где аскетичное пространство вокруг героини помогает зрителю разглядеть ее богатый внутренний мир. В «Ундине» же герои живут среди такой красоты, что глубокого погружения в их подсознание может и не произойти.
В 2019 году Дмитрий Мамулия – руководитель и идеолог Московской школы нового кино – представил в Венеции (в программе «Горизонты») свой фильм «Преступный человек». А теперь одна из его учениц – дебютантка Мария Игнатенко – едет в Берлин покорять секцию «Форум». Фильмы Мамулии полны тягучих метафор и серых красок, и по первым кадрам работы Игнатенко кажется, что она верна стилю и методу педагога. «Город уснул» – история депрессии, в которую погружается мужчина после смерти возлюбленной. Мир вокруг него спит, бредит, тяжело ворочается и дергается в тревожной дреме. Памятуя о том, как тяжело (несмотря на всю его красоту и глубину!) было смотреть «Преступного человека», молимся, чтобы и в этот раз зритель не повел себя так же, как город.
Этот документальный фильм россиянина Андрея Грязева построен по тому же принципу, что и «Наш новый президент» Максима Поздоровкина, представленный два года назад на «Сандэнсе». В той картине причудливым образом смешивались выпуски российских новостных передач и ролики из YouTube. Из этого абсурдного попурри казалось, что победа на выборах Дональда Трампа – личный праздник для каждого в нашей стране. «Котлован» заимствует у «Нашего нового президента» формат, а у известной повести Платонова про русскую тоску – название. Получается самое настоящее народное волеизъявление – нарезка прямых обращений самых разных россиян к их старому президенту. Ждем премьеры с любопытством и тревогой одновременно.
Новый фильм мастера мрачных сказок для взрослых Маттео Гарроне – автора «Таксидермиста» (истории про красоту как патологию), «Догмэна» (про то, что всякий мужчина – пес, а у собак бывает много пород) и, собственно, самих «Страшных сказок» (где Сальма Хайек жует сердце великана). Какой вышла новая экранизация детской книги Карло Коллоди – одна из главных интриг предстоящей Берлинале. В фильмах Гарроне наив органично сосуществует с жестокостью, а ирония – с отчаянием. Так что семейное кино из «Пиноккио» получится вряд ли. С другой стороны, мастера Джепетто здесь играет Роберто Бениньи, которому не привыкать быть проводником детей в мире ужасов. Ведь именно он поставил драму «Жизнь прекрасна» и сыграл в ней главную роль. Может быть, и в этот раз с ним будет не страшно.
Новый документальный фильм автора «Акварели» Виктора Косаковского. В прошлой картине режиссер, подобно Станиславу Лему, искал разум на дне морском. В этот раз он учит зрителя сострадать зверям, обреченным стать нашей едой. Гунда – прозвище милой свиньи; кроме нее, в главных ролях задействованы корова, курица и другие домашние животные. Вполне может статься, что эта черно-белая документалка – наш новый «Скотный двор».
Трагикомедия Салли Поттер, автора черно-белой, но бесконечно яркой «Вечеринки» (обязательно посмотрите!). Название режиссер позаимствовала у стихотворения Роберта Фроста, которое однажды назвали самым неразгаданным в истории американской поэзии. А на главные роли позвала Хавьера Бардема, Эль Фаннинг и Сальму Хайек. Главный герой – нью-йоркский музыкант в кризисе. Божественных женщин вокруг для выхода из депрессии ему мало, поэтому он бежит с серого острова Манхэттен на остров солнечный – в Средиземном море. Кажется, такое кино мы видели уже десятки раз, но, если вспомнить название, становится понятно, что тут не все так просто: коварная рассказчица Поттер снова затевает какой-то розыгрыш, совсем как в «Вечеринке».
Мини-сериал Дэмьена Шазелла, который в 2017 году стал самым молодым режиссером, удостоенным «Оскара» (за «Ла-Ла Ленд»), в 2018-м отправил Райана Гослинга в космос («Человек на Луне»), а теперь вот снимает для Netflix. Но снимает ровно про то же, про что и в «Одержимости» – про джазовый клуб, угасание благородного искусства и фанатизм тех, кто ему служит. Поклонникам «Ла-Ла Ленда» тоже переживать не стоит: «Эдди» – это мюзикл с песенными и танцевальными номерами.
Еще один сериал; на этот раз – об удивительной встрече нескольких незнакомцев в австралийской пустыне. В лагере беженцев, совсем как в несмешном анекдоте, встречаются четверо: стюардесса, которую кто-то преследует; молодой отец, который не может прокормить семью; беглец из Афганистана, которому хватит и того, что рядом не свистят пули; и политик, который прячется в глуши от громкого скандала. Одну из главных ролей исполняет Кейт Бланшетт, так что этой странной истории все-таки стоит дать шанс.
В этом году до Берлина из-за коронавируса не доберется полсотни китайских кинематографистов, зато фестиваль украсит новый фильм Цзя Чжанкэ. Правда, в этот раз автор «Пепла – самого чистого белого» снял не художественное, а документальное кино. В кадре – китайские писатели, вспоминающие, как менялось их ремесло и их страна во второй половине XX века. Учитывая, сколько чудес произошло в это время в Поднебесной, фильм обещает быть как минимум поучительным.
Фильм украинского режиссера Олега Сенцова, поставленный (вот он, прокси-кинематограф в действии) дистанционно: соратник Сенцова Ахтем Сейтаблаев руководил съемочным процессом, пока сам автор сидел в тюрьме. Поскольку обмен пленными между Россией и Украиной наконец состоялся, Сенцов сможет лично представить свою ленту в Берлине. И это точно станет громким событием, ведь «Номера» – антиутопия про мир будущего, где все определяют цифры (читайте: на тюремных робах).
18 февраля, 2020