Миллионы людей проходят мимо, а они охраняют вечное наследие мирового искусства. Мы записали монологи смотрительниц главного музея страны, которые проводят времени перед картинами больше, чем кто бы то ни было.
Еще давно я смотрела фильм «Старики-разбойники», где кто-то сказал, что хорошо бы на пенсии работать смотрителем. Подумала, что и правда хорошо. Раньше я была инженером, но не ходила на работу как на праздник, а теперь хожу: мне нравится расположение музея, обожаю смотреть на реакции от экспонатов, да и коллектив хороший, зарплату вовремя платят. Еще нравятся картины, одна из самых любимых – «Деревенская Любовь» Лепажа. Правда, сначала думала, что мальчик на картине лапшу на уши девчонке вешает. Теперь считаю, что здесь нежность, первые чувства, напряжение. Ощущение, будто у них первая любовь, и мальчик в растерянности не может найти подходящих слов. А в глубине картины сидит мама девочки в такой позе, будто чего-то ждет, скорее всего предложения от парня, а он все резину тянет. Мне кажется, в русской деревне такая история тоже могла быть, хотя нет: в парне есть что-то интеллигентное, несмотря на то, что он кузнец.
После посещения выставки Рубенса в Пушкинском поняла, что не хочу отсюда уходить. Так и устроилась на работу, уже будучи на пенсии. Мне здесь очень хорошо. Когда я открываю музей, всегда здороваюсь с любимыми экспонатами. Я даже иногда фантазирую, будто все они ночью выходят из картин и гуляют по залам. Моя любимая работа – «Волхвы» неизвестного автора. Если не читать название, то можно подумать, что сюжет картины – встреча двух модников, денди. И один другому говорит: «Ты слышал, там где-то зажглась звезда вифлеемская?» У автора какое-то потрясающее чувство юмора, он так изящно нарисовал двух ловеласов в пестрых одеждах, на современный манер – фриков. И несмотря на то, что они волхвы, у них нет никакого религиозного экстаза. Кажется, будто перед тобой современники, только в другой одежде. А это значит, что люди не меняются.
Раньше я была аэрофотогеодезистом, получила все свои награды и медали, а на пенсии решила, что нужно работать в красивом месте. В Пушкинском расцветаешь, ведь я каждый день на кураже: вся на виду, посетители подходят, задают вопросы. Многие говорят, что работа смотрителем – благородное женское дело. И они правы, ведь хочется хорошо выглядеть и держаться, красиво отвечать, улыбаться. А график помогает всегда быть в форме: работаем день через день, в свой выходной я чищу перышки, чтобы завтра снова выглядеть хорошо. Вообще в Пушкинский хожу с детства, ведь я коренная москвичка. Но только когда начала работать в музее, заметила всю прелесть трогательной картины Питера Брейгеля-младшего «Зимний пейзаж». Смотришь на нее, и начинает казаться, будто идешь где-то рядом. Обожаю это ощущение, поэтому всегда, когда работаю во фламандском зале, стараюсь проходить мимо картины почаще.
По молодости предполагала, что на пенсии приду работать в музей. А после посещения западных стран, где собраны оригиналы экспонатов, представленных в Пушкинском, твердо решила, что устроюсь именно сюда. Основная задача смотрителей – любить людей, относиться к ним с толерантностью: нужно встретить посетителей, проводить по залу с достоинством, чтобы они ушли от нас счастливыми. Мне нравится вся коллекция музея, но особенно – «Ветхозаветные царь и царица». Их облик непревзойденно элегантен и аристократичен. Скульптуры призваны уравновесить образ жизни: работу, интеллектуальный труд и духовные знания. Пара очень гармонична, легка и архаична. «Царь и царица» останавливают и призывают подняться ввысь, к божественному свету. Я смотрю на них уже три года, но они не надоели, искусство не может надоесть.
Три года назад я осталась без работы, вышла на пенсию, и такое уныние накатило... Решила лечиться искусством, сходила на выставку Рафаэля в Пушкинском, и мне захотелось поселиться здесь навеки. Устроилась сюда смотрителем. Сначала переживала, что работа будет скучной, но оказалось наоборот. Все жалуются, что ничего не успевают, а время летит. Мне здесь никуда бежать не надо, я чувствую минуты, думаю о жизни и о себе. Плюс начала заниматься самообразованием, читать книги про импрессионистов. Так и полюбила Клода Моне. Особенно нравится картина «Бульвар Капуцинок в Париже». Меня притягивает вечер, яркое солнце и тени. На картине март, а я больше всего люблю этот месяц, время, когда, кажется, что все впереди. Например, я не знаю поеду ли на море, а смотришь на картину и думаешь, что точно сможешь. Одним словом, есть надежда на лучшее.
06 февраля, 2019