Что смотреть на карантине? Вариантов на этой неделе предостаточно. Вышел новый сериал «Беги» с Доналом Глисоном, состоялась премьера экранизации романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», а еще все вокруг почему-то говорят про безумную документалку Netflix «Король тигров». Кинокритик Егор Москвитин со всем этим уже ознакомился и делится впечатлениями.
«Амедиатека»
Сериал для всех, кто, насмотревшись сериалов, заключал пакты в духе «жениться друг на друге, если не встретим никого достойного к 30 годам». И для всех, кто прямо сейчас хочет рвануть куда подальше – самолетом, поездом, машиной. Два героя – женщина и мужчина лет 35 – еще в юности договорились: если один напишет другому эсэмэску со словом «беги», то оба встретятся на Центральном вокзале Нью-Йорка и прыгнут в поезд до Чикаго. Так начинается сладкий, но нервный побег от реальности, меняющий жанры в каждом 30-минутном эпизоде. «Беги» – и черная комедия, и ромком, и эротический (но без перегибов) триллер, и психологическая драма. В главных ролях уже зарекомендовавший себя как ранимый, но ехидный романтик Донал Глисон и удивительная Мерритт Уивер, медленная звезда прошлогоднего сериала «Невероятное» и веселая девушка из невеселой «Брачной истории» Ноа Баумбаха. А исполнительный продюсер проекта – Фиби Уоллер-Бридж, мастер на все руки из «Дряни», но она здесь, скорее, свадебный генерал. На самом деле за историю «Беги» отвечает не менее талантливая англичанка Вики Джонс – соавтор театральной версии «Дряни», с которой и начался восход двух остроумных и искренних рассказчиц.
«Россия»
Сериал «Зулейха открывает глаза», судя по доступным эпизодам, воплощение изначального плана Гузель Яхиной снять кино, а не написать текст. История репрессий 1930-х, раскулачивания татарской деревни и ссылки крестьян в Сибирь становится ареной для построения и развития сложных характеров. Поэтому следить за самим сюжетом (пока что) не так интересно, как за героинями: мешает и надоевший предметный мир российских костюмных драм, и привычные ходы, и то, как сняты массовые сцены. Но актерские работы Чулпан Хаматовой и Юлии Пересильд зачаровывают: каждая из них совершает рывок к освобождению – но в направлениях, противоположных друг другу. За исследованием этих непохожих судеб действительно стоит понаблюдать.
More.tv
Преступно вторичный, но красивый и приятный русскому глазу (ведь тут есть Алексей Гуськов и наши родные бандиты!) криминальный эпос, посвященный одному из героев сериала «Гоморра». У «Гоморры», напомним, в Италии репутация не хуже, чем у «Прослушки» в Америке. Это первоклассная драма с глубоким исследованием характеров и почти документальной реконструкцией быта каморры – неаполитанской мафии, которую бесстрашно разоблачал журналист, писатель и сценарист Роберто Савиано. Каморра, как известно, объявила на автора охоту, и уже больше десяти лет он живет в гостиницах и полицейских участках, потому что найти частное жилье итальянские власти ему не могут – соседи не одобрят. Зато фильмы Савиано «Гоморра» и «Пираньи Неаполя» стали настоящими фестивальными хитами (второй даже год назад получил приз за сценарий в Берлине, и Савиано не побоялся за ним приехать), а сериал «Гоморра» был продан в 190 стран мира.
«Бессмертный» – история становления одного из самых харизматичных героев саги, гангстера Чиро. В детстве он выжил в чудовищном землетрясении, попал в сиротский приют, стал мелким бандитом и в итоге дослужился до генеральского звания в преступном мире. В последнем сезоне сериала с ним, правда, произошла неприятность. Фильм переполнен типичными флешбэками о восхождении пехотинца и событиями, развивающими телевселенную. Бессмертный герой воскресает в Латвии и вступает в борьбу за морской порт с русской мафией во главе с эффектным Алексеем Гуськовым.
Фильм как фильм, но одно в нем действительно очаровывает: итальянские бандиты мнят себя наследниками Римской империи, а русские – знаменосцами Советского Союза. И это обстоятельство превращает банальную криминальную историю в трагедию о легионерах на границе известного мира. До «Гладиатора» фильм, конечно, недотягивает, но все равно любопытно.
Netflix
Документальный сериал Netflix, побивший рекорды всех сезонов «Очень странных дел» – некогда самого популярного шоу платформы. Только в Америке его (по данным на 8 апреля) посмотрели 34 миллиона зрителей. Секрет в том, что реальные события в этой документальной драме куда фантастичнее любого художественного сюжета. Джо Шрайбфогель по прозвищу Экзотик – фрик из Оклахомы, американский психопат и воплощение американской мечты в одном флаконе. У него (на момент описываемых событий, где Джо сейчас – догадайтесь сами) есть личный зоопарк с тиграми, арсенал огнестрельного оружия, кантри-альбомы (с куплетами вроде «Я увидел тигра, тигр увидел меня»), уголовные судимости, два мужа с еще более безумными фамилиями и харизма политика. В 2016 году Джо собирался стать президентом США, но проиграл другой знаменитости. В 2018-м боролся за кресло губернатора Оклахомы. Еще у эксцентричного гея из консервативной глубинки был заклятый враг – зоозащитница, мечтавшая положить конец жестоким играм с хищными животными на ранчо героя.
Искрометный, страшный и сюрреалистичный сериал описывает, как и чем несокрушимый Джо ответил на объявление войны. Название, к сожалению, выдает всю интригу, но для американцев история «короля тигров» давно известна, так что документалисты (кстати, те же самые, которые сняли легендарный фильм «FYRE: Величайшая вечеринка, которая не состоялась») делают ставку не на саспенс, а на детали. И поведение героев здесь действительно такое, что кажется, будто сценарий их жизни писал Гоголь. Феерия, да и только.
Сериал бесплатно доступен на YouTube
В 2018 году Medialab, творческий проект «Яндекс.Такси», организовал режиссерско-сценарный конкурс. И в России (и не только в России) нашлось 1 296 съемочных групп с историями о такси. Одной из пяти команд-победителей стали режиссер Василиса Кузьмина и сценаристы Иван Петухов, Юлия Гулян и Ксения Миронова. У них получилась красивая, грустно-смешная и сюрреалистическая короткометражка «Алиса» – история про водителя «Яндекс.Такси», его неслужебные отношения с голосовым помощником «Алисой» и одну таинственную пассажирку (ее сыграла звезда «Гоголь-центра» Александра Ревенко).
Линия с чувствительным роботом, озвученным Татьяной Шитовой (актрисой, дублирующей Скарлетт Йоханссон), напоминает о фильме «Она» Спайка Джонса. Дождь на стеклах и огни Москвы – о любовных элегиях Вонга Кар-Вая. Неловкие человеческие сплетения в замкнутом пространстве (фильм – якобы found footage с видеорегистратора в машине) – о нью-йоркских трагикомедиях. А голос Ильи Лагутенко на саундтреке – о том, что молодость – это не навсегда.
Пилот удался и спустя два года превратился в мини-сериал из пяти новых эпизодов. Новеллы связаны между собой, но сказать как – значит, предать блестящую идею. Достаточно знать, что все эпизоды, кроме последнего, можно смотреть в любом порядке – и удивляться кругозору и эмпатии компьютерной «Алисы» и ее операторов. Вот и печальная, и духоподъемная серия про женщину за рулем с Ириной Горбачевой. Вот маленький русский «Джокер» (как пошутили бы сами авторы: «Джокер» с AliExpess) с Никитой Кукушкиным в роли стендап-комика, который начинает сходить с ума от творческих неудач. Вот пародия на «Секретные материалы» с таксистом, заехавшим на кладбище. А вот трогательная драма про то, как ворчливый пенсионер-таксист выручил умную машину на автопилоте. Точнее, она его.
В марте сериал должен был представлять Россию на американском фестивале SXSW – том самом, где когда-то состоялись премьеры «Мистера Робота» и «Девочек». Мероприятие, увы, отменили – но и часа, проведенного с «Алисой» на YouTube, достаточно, чтобы убедиться (или вспомнить): если неустанно и щедро творить, мечты будут сбываться.
16 апреля, 2020