22 июня – День скорби и чествования памяти жертв войны. В этот день в 1941 году Германия начала войну против СССР, несмотря на тайное соглашение о ненападении. Смотреть комедии в памятную дату как-то не комильфо. Но варианты есть. Вот, например, кинокритик Егор Москвитин советует достойные фильмы на вечер.
Фото: «Азимут»
«Крылья» – фильм не военный, а послевоенный, и сняла его Лариса Шепитько в 1966 году. Поэтому его редко показывают и в День Победы, и в День скорби. Но если вы его посмотрите, то точно будете поражены – и красотой, и психологизмом, и удивительной по меркам того времени свободой режиссера Ларисы Шепитько и актрисы Майи Булгаковой. Героиня – бывшая боевая летчица, ставшая директором училища, но не сумевшая привыкнуть к гражданской жизни. Она все время грезит о небе и вспоминает о боевом товарище, которого любила. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради пронзительной сцены, в которой летчица беспомощной птицей кружится вокруг подбитого и падающего возлюбленного. А вообще, фильм «Крылья» – революционный. Во-первых, по содержанию, ведь в нем анализируется то, что сегодня называют ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство, а в героине столько мощи, что все сильные женские образы из современного кино на ее фоне как-то меркнут. А во-вторых, по форме: камера в фильме плавает и дергается, как во французском кино, есть сцены от первого лица, есть невероятная аэросъемка, и есть даже откровенная по советским меркам сцена на пляже, подчеркивающая одиночество – выключенность героини. Но самое важное в этом фильме – актриса Майя Булгакова. Встречу с ней вы просто не забудете.
Фото: «Ленфильм»
Сейчас очень редко встречаются простые фильмы о войне, снятые без надрыва, без штампов, без пошлости и без страха показаться развлекательным кино. Ведь война – тема священная и потребительского подхода не терпит. Но «Три дня до войны» – редкое исключение: простой и честный военный детектив, граничащий с мистификацией и мелодрамой. События разворачиваются в блокадном Ленинграде, но сражаются герои с угрозой, которая может показаться фантастической, а именно с диверсантами, которые пытаются заразить весь город чумой. Герои – мужчина-военный и женщина-врач, так что любовная линия неизбежна. Чума начнется через три дня, и этот часовой механизм в сюжете работает будто в бомбе. От актрисы Елены Лотовой невозможно отвести взгляд. Да и все остальные, включая Кирилла Плетнева и Евгения Сидихина, здесь выглядят, ведут себя и говорят по-человечески, а не на том казенном языке, который современные сценаристы воспроизводят из фильма в фильм, выдавая за советскую реальность. Поэтому «Три дня до весны» ощущаются не как очередной неуклюжий блокбастер, а как хороший авантюрный роман про любовь во время блокады. В прокате фильм, правда, провалился, и никакая весна после него не наступила, но тем благороднее его подвиг.
Фото: «Мосфильм»
Если выбирать из всех советских фильмов про войну только один, то я всегда выберу «Восхождение» вот по какой причине. Если относиться к Великой Отечественной войне как к центральному фрагменту нашей генетической памяти, который нас всех объединяет и определяет, а к Победе относиться как к долгу, который нужно отдавать всю жизнь, то и самым вдохновляющим фильмом о войне будет тот, который показывает, как ее проживали люди с самыми разными характерами. Психологи говорят, что в кинематографе существует три типа идентификации зрителя с героем: желаемая, отвергаемая и осознанная. Желаемая – это когда мы хотим быть как герой. Отвергаемая – это когда мы боимся быть как герой. А осознанная – это когда мы узнаем себя в герое. При этом кино является так называемым суггестивным искусством, то есть обладает способностью влиять на зрителя – вдохновлять или угнетать, останавливать или менять. Так вот, «Восхождение» Ларисы Шепитько – кстати, это до сих пор единственный наш фильм, побеждавший на кинофестивале в Берлине, – пример виртуозной режиссуры отношений зрителя и героя. В картине, как и в повести Василя Быкова, два персонажа: отважный партизан Сотников и малодушный Рыбак. Один из них – настоящий Иисус: есть даже легенда, что исполнителя главной роли искали с иконкой в руках. И в итоге им стал актер по фамилии Плотников. Но второй персонаж – Иуда поневоле, герой с совестью, но без воли. И эта связка производит на зрителя такое сокрушительное воздействие, что хочется стать другим человеком. Но еще больше хочется никогда не узнать, к какому из этих героев мы ближе. Поэтому «Восхождение» – это не просто фильм, но еще и прививка от войны.
22 июня, 2020