Китайский сервис TikTok для создания и просмотра коротких видео всего за год стал главной соцсетью зумеров – набрать миллионы просмотров и стать популярным в ней может каждый. Тренды – местный аналог челленджей – принято делать под музыку, поэтому многие песни, под которые тиктокеры снимают те или иные видео, становятся хитами. Рассказываем о том, как TikTok превращает вчерашних фрешменов в новых звезд поколения, и заодно о пяти русскоязычных треках, ставших хитами сначала на платформе, а потом и во всем мире.
Молодые исполнители начали врываться в большую музыку через TikTok в 2019 году, когда юзеры стали использовать те или иные треки в трендах – челленджах, снятых под 15–20-секундные музыкальные фрагменты. Предугадать, какой тренд взлетит, а какой – нет, практически невозможно, и в этом главное преимущество и сложность продвижения в TikTok – хитом может стать буквально любая песня. Здесь успех зависит только от пользователей и от того, как они обыграют трек, в какой контекст его поместят. Если он получится вирусным, клип повторят миллионы, в том числе популярные блогеры и знаменитости.
@klavacoca Давайте 200k лайков и я сниму это с Иваном Ургантом?? 😂😂😂 Кстати, сегодня я гость программы, смотрите на Первом канале в 23:25 ❤️
♬ МЯУКНИ - flexingg
По словам представителей TikTok в России, те исполнители, которые совершают прорыв на платформе, как правило, достигают значительного успеха и вне ее. Пожалуй, самый яркий пример – история американского рэпера Lil Nas X. Он буквально проснулся знаменитым, когда в 2019-м его Old Town Road прогремел в TikTok. Пользователи опубликовали более 1,3 миллиона видео с этой композицией, и она стала использоваться в бесчисленном количестве мемов, челленджей и пародий. В результате Lil Nas X занял первую строчку в рейтинге Apple Music и подписал контракт со звукозаписывающей компанией Columbia Records.
В конце 2019 – первой половине 2020 года TikTok стал важным инструментом продвижения фрешменов: на платформе музыканты могут заявить о себе сразу на широкую аудиторию, а затем, набрав органическую популярность в TikTok, покорить стриминги, такие как Apple Music. Вот одна из историй успеха, которой активно делится пресс-служба сервиса: в начале этого года аудитории полюбились композиции 22-летнего исполнителя из Белоруссии Мэвла. Его песня «Холодок» была использована в более чем 600 тысячах пользовательских видео, а «Патамушка» – почти в 300 тысячах клипов. Этот успех стал значительным катализатором музыкальной карьеры Мэвла, и сейчас его можно смело назвать одним из самых перспективных молодых артистов на родине и в России.
@russiandeadpool Опиши видео 2 словами 🤓 ##рек
♬ Патамушка - Мэвл
Еще один пример вирусного эффекта TikTok – неожиданный успех выпущенной еще в 2018 году песни «Судно» белорусской постпанк-группы «Молчат дома». Музыканты зарегистрировались на платформе в 2019-м и в качестве видео на «Судно» выложили нарезку из фото спальных районов постсоветского пространства – им это казалось идеальным сопровождением мрачного трека на стихи русского поэта Бориса Рыжего.
@molchatdomaband ##молчатдома ##molchatdoma ##belarus ##soviet ##sudno
♬ Molchat Doma SUDNO - molchatdomaband
Но тиктокеры придумали для этой музыки другой, более жизнерадостный тренд – под суровый постпанк все начали активно показывать наряды из своего гардероба. В результате в мае 2020-го «Судно» набрало 3,5 миллиона прослушиваний на YouTube, а пользователи Spotify послушали треки группы миллион раз. Словом, ребят из «Молчат дома» заметили и на Западе.
@m.aainasrz That shit took me 2 hours 💀
♬ Судно (Борис Рижий) - Molchat Doma
О еще одной белорусской, на этот раз инди-поп-группе Intelligency совсем недавно тоже не знал никто. А потом тиктокеры заценили их трек August со странным текстом «Из пластмассовых скал я о жизни узнал», начали снимать под него челленджи с характерным танцем и цветовым фильтром, и понеслось…
@hahadetka Если это не жиза, то что тогда?
♬ August - Intelligency
Впрочем, потенциал продвижения музыки с помощью TikTok видят не только восходящие звезды, но и известные артисты. Многие из них заводят аккаунты на платформе и принимают участие в уже популярных трендах или запускают свои челленджи, приуроченные к релизу новых треков. Например, вот певица, блогер и телеведущая Клава Кока танцует под трек «Я дома» тиктокера Дани Милохина, который отлично разошелся по Сети в период самоизоляции.
@klavacoca Где мы??? @danya_milokhin ##варюконтент 😏🚀
♬ Я дома - Даня Милохин
А это не нуждающиеся в представлении Little Big продвигают свой же танцевальный челлендж в честь выпуска трека Hypnodancer. «Сложно выделить стандартную формулу успеха, которая подходила бы всем музыкантам, – говорят нам в TikTok, – ведь в итоге все зависит от обратной связи пользователей». Однако ставить стоит на самые запоминающиеся 15 секунд трека, которые смогут зацепить и заставят юзеров придумать интересный и органичный челлендж, который подхватит аудитория.
@littlebig Quarantine ##hypnodancer
♬ Hypnodancer - Little Big
***
Бесспорно, TikTok стал новой кузницей хитов для российской и мировой поп-музыки. Вопрос в том, смогут ли получившие свои 15 минут славы новоиспеченные звезды воспользоваться внезапно свалившейся на них популярностью и удержаться на вершине? То есть написать песни, которые станут хитами уже без оглядки на мемы, челленджи и юмористические ролики в Сети.
30 июня, 2020