Пандемия затронула еще одну отрасль, которая совсем не на виду – блошиные рынки, где все предметы можно и нужно трогать руками: от старинных украшений до древних пластинок. Корреспондент The City Маша Багина отправилась изучать один из старейших блошиных рынков Москвы, чтобы понять, чем он живет и можно ли там найти подходящий подарок на Новый год.
Ценность вещей с историей резко возросла с приходом цивилизованных винтажных маркетов. Москвичи охотно идут смотреть антиквариат среди искусственно состаренных интерьеров или на сайты ресейл-платформ, оставляя без внимания настоящие блошиные рынки, на один из которых я решила отправиться.
Валерий Анатольевич, президент Союза коллекционеров России и директор рынка «Ретро»
Я иду по указателю-плакату «Ретро», спускаюсь по лестнице бывшего завода «Кристалл» и упираюсь в стенд со стеклянными новогодними игрушками. Пройти мимо трудно: ярко-розовые, расписные и блестящие – моментально начинаешь мысленно примерять их на свою елку.
Впечатление праздника усиливается, если пройти дальше, в основной зал. Он весь увешан флажковыми гирляндами, застелен пестрыми коврами, а из магнитофона про тяжелую судьбу городских цветов поет Михаил Боярский.
– Какая у вас красивая инсталляция. Кто придумал?
– Мое, – говорит Валерий Анатольевич, президент Союза коллекционеров России и директор рынка «Ретро», – тут вот карта, меню, тарелки, лимонады, разные штучки-дрючки. Это ж чисто эмоционально-визуальное! Если все правильно подать, то можно создать настроение. Вот вам же нравится на это смотреть? Мы на Новый год хотим комсоставом здесь собраться, чтобы обсудить свои темы. Будет вот такой стол в винтажном стиле.
За время нашего разговора Валерию Анатольевичу позвонили трижды – рассказывали про диски, посуду и нераспакованные сигареты. Вещи на рынок попадают по двум основным схемам. Первый вариант – эпизодические поставки от тех, кому досталась квартира с советским наследством, которое представители «Ретро» готовы забрать безвозмездно или выкупить с последующей сортировкой и реставрацией. Второй – постоянные дилеры, как их зовет Валерий Анатольевич, торгующие на рынке.
Сейчас продавцов за прилавками не видно «ввиду указа нашего градоначальника», но по залу ходят менеджеры рынка, работающие с покупателями. Однако мне везет, и я встречаю одну из дилеров, которая просит не называть ее фамилию. В молодости Виктория окончила университет вместе с Горбачевым и Болдиным, жила три года в Африке и работала на строительстве металлокомбината. Она вкрадчиво уточняет у Валерия Анатольевича, можно ли «побыть пару часиков»:
– Нельзя.
– Ну, за то, что интервью даю. (Смеется.)
–Нет. Тем более ты 65+...
– Зачем же ты так? Ладно, Валер, за это точно можно хоть часика два…
Под надзором она надевает перчатки и показывает мне свой прилавок. За последние три года хаос, присущий блошиным рынкам, здесь значительно уменьшился. Раскладывая новогодние салфетки, Виктория рассказывает, что коллекция рынка пополняется регулярно, каждая вещь проходит экспертизу, в ходе которой назначают цену. Открывать витрины самостоятельно гостям запрещено, нужно позвать дежурного по залу, указать на находку и уточнить стоимость. Если есть возможность торговаться, то финальную цену согласовывают с Валерием Анатольевичем.
«Я общаюсь с людьми старшего возраста. У них есть ценные предметы, но они не знают, где их можно реализовать. То, что таких точек практически нет, очень грустно. На больших вернисажах совсем другая публика, а здесь люди хотят найти что-то особенное», – заключает Виктория.
Ближе к двум на рынке становится плотно: молодая пара ищет пластинки, декоратор подбирает плакат для нового московского бара, мужчина с видом знатока рассматривает винтажные шахматные доски. Наблюдаю за посетителями и вспоминаю пассаж Деяна Суджича, директора лондонского Музея дизайна: «Подлинность — это гарантия того, что вещь на самом деле является тем, за что себя выдает». Мог бы получиться неплохой слоган для блошиного рынка в центре Москвы.
Домино, шахматы и карты
Винтажные кости, доски и фигуры удивительных материалов. Вдобавок колоды с голыми женщинами и египетскими богами.
Посуда
Здесь нет битых тарелок. Все сервизы как новые: немецкий фарфор, французская эмаль с причудливыми узорами из 1930-х и 1960-х.
Часы, кольца и броши
Ювелирные изделия – всегда отличный подарок, а если они с историей, то приятно вдвойне.
Плакаты
С любимой группой или советской агиткой – приятный и небанальный подарок. Практически любой можно купить меньше чем за 500 рублей.
Пластинки
Здесь ими торгуют постоянные дилеры. Пластинки привозят со всего мира, так что велики шансы найти что-то особенное. Для новогоднего настроения есть отдельная коробка с итальянскими серенадами и рождественскими напевами. Стоимость одной – 100 рублей.
Текст: Маша Багина
16 декабря, 2020