В ноябре в Instagram и во «ВКонтакте» появился проект «Нейроссия». Внутри – депрессивные и вместе с тем впечатляющие фотографии панельных домов и дворов, которые генерирует искусственный интеллект. Расспросили 25-летнего москвича и специалиста по науке данных Илью Беликова о том, как это все работает и зачем ему это нужно.
Я занимался и занимаюсь computer vision – это область науки про анализ, генерацию и обработку изображений. В случае с «Нейроссией» сложились два фактора. Во-первых, у нас очень развита депрессивная культура в разных проявлениях: всякие панельки, серость, фестиваль «Боль», футболки «Россия для грустных».
Фото: @neurussia
Фото: @neurussia
Во-вторых, во «ВКонтакте» есть система предложки, которой нет в других соцсетях. Это кнопка «Предложить», которая позволяет пользователям загружать свой контент. Благодаря этому в предложке собирается море отмодерированных администраторами пабликов данных. И с точки зрения данных это очень классная фича – их можно выкачивать и обучать на них нейросеть.
Хотя где-то в пользовательском соглашении во «ВКонтакте» про это было что-то скорее запретительное, но раз соцсеть не банит мою программу для сбора данных, то я считаю, что фотографиями пользоваться можно. Данные из соцсетей не только в России юзают, даже исследователи из Google так делают.
Первыми в ход пошли паблики из «ВКонтакте» вроде «Панелек» и «Русской пустоты». Я закинул фотографии в алгоритм Nvidia StyleGAN – обучение машины заняло около трех дней.
Вкратце суть работы алгоритма в том, что внутри него есть две нейросети, которые учатся параллельно друг другу. Одна учится генерить картинки, а другая – отличать сгенерированные картинки от реальных. Получается, они вместе выучиваются чему-то хорошему.
Фото: @neurussia
Одна фотография создается быстро, порядка секунды. Я их нагенерил тысячи и сейчас отбираю, чтобы можно было повесить в галерее и любоваться. В дальнейшем планирую и дальше учить эти нейросети по дата-сетам из соцсетей.
У «Нейроссии» работы депрессивные. Я решил: не можешь победить – возглавь. Моя задача была возглавить депрессивную культуру и сделать свой генератор окраин, чтобы не нужно было больше их фотографировать и постить тоннами в соцсетях.
Сам по себе алгоритм, каким бы он умным ни был, не сделает произведение искусства, нужно вмешательство человека-художника. Просто теперь благодаря искусственному интеллекту границы того, кто этим художником может стать, расширяются. Есть французская арт-группа Obvious, чуваки из нее в 2018 году умудрились продать картину, сгенерированную нейросетью, за 400 тысяч долларов на аукционе. Так что вроде как искусством это можно назвать.
Фото: @neurussia
Лично мой любимый кадр в «Нейроссии» – этот. Он максимально шаблонный, прямой и серый. Мне кажется, что эта картинка одна способна заменить весь грустный думерский контент в интернете.
Я, в общем-то, рассчитывал на меньшую реакцию, а в соцсетях проект обсуждают довольно живо: и про киберпанк вроде, и про русскую грусть. Многие спрашивают, можно ли использовать на обложках музыкальных альбомов. Некоторые говорят, что подобная тематика достала, но все равно подписываются.
Текст: Лиза Вельяминова
20 декабря, 2020