Подкаст недели: «Жуть» – Григорий Пророков погружается в городские легенды и мифы

Подкаст недели: «Жуть» – Григорий Пророков погружается в городские легенды и мифы

День и ночь, семь дней в неделю мы внимательно следим за шумным миром подкастов, чтобы помочь вам выбрать самое интересное – подкаст недели. Сегодня это проект «Жуть» журналиста и видеоблогера Григория Пророкова (он также автор подкаста Blitz and Chips), который исследует мистические и фольклорные истории разных народов России.

«Уже интересно, что люди рассказывают про полтергейст и верят в него»

Я, как и многие, в детстве очень любил книги, журналы и передачи, посвященные паранормальному и сверхъестественному: программы на канале РЕН ТВ, книгу «Монстры. Привидения. НЛО», журнал «Тайны XX века» и так далее. Мне кажется, в них в первую очередь рассказывали просто интересные истории про окружающий нас мир, а сверхъестественный флер был бонусом, который щекотал нервы.

Когда подрос, я понял, что меня в них смущают излишне драматичные и сенсационные интонации – ведущие и авторы всегда добавляли дополнительный слой конспирологии и скандальности. Например, передача не просто про историю снежного человека и почему люди в него верят, а про то, что ведущие именно этой передачи именно сейчас найдут снежного человека и разгадают его тайну. Меня это стало смущать: зачем лишняя сенсация, когда истории и так интересны. Уже интересно, что люди рассказывают про полтергейст и верят в него. Любопытно собрать факты, которые мы вокруг этого феномена знаем, и преподнести все максимально непредвзято.

Еще понял, что про Россию в принципе очень мало такого оригинального контента. У нас мало рассказывают про наши городские легенды, мифы и фольклорные истории разных народов страны. Есть подкасты и YouTube-каналы, где в  сотый раз пересказывают историю дьявола из Джерси, а вот про какое-нибудь «стояние Зои» или даже про представления ненцев о подземном народе сихиртя говорят мало.

В общем, мне показалось, что в России полно интересных мистических и фольклорных историй, а вот должным образом их почти не рассказывают – поэтому я решил сделать подкаст.


«Стояние Зои» – легенда о том, как в Самаре (тогда Куйбышеве) в 1955–1956 годах Зоя Карнаухова застыла на 128 дней во время танца с иконой Николая Чудотворца.

Подземный народ сихиртя – мифический народ очень низкого роста, который живет под землей и боится света. Ненцы верили, что встреча с кем-то из сихиртя может принести горе или счастье.


«Я перемешиваю разные истории так, чтобы они смотрелись как единое целое»

«Жуть» – это несколько подкастов в одном. Я не ограничиваю себя жесткими рамками в выборе тем, поэтому выпуски бывают очень разными. Это может быть эпизод про фольклорные представления (про священную рощу кереметь у чувашей) или про историческую легенду (например, про Якова Брюса, заработавшего себе репутацию чернокнижника). А может быть, вообще про что-нибудь современное: скажем, как НЛО приземлилось в Воронеже в 1989 году и так далее.


Яков Брюс – граф и генерал-фельдмаршал при Петре I. Активно интересовался науками, за что современниками был причислен к колдунам и чернокнижникам. Ему приписывали создание эликсира вечной молодости и живой куклы, а также полеты на механической птице и другие мистические вещи.

Кереметь – святилище и священная роща у чувашей, в которой, по поверьям, можно было призвать дух предков.


Структурно и драматургически я смотрю на выпуски как на коллажи. Мне кажется, что это вообще хорошая логика для подкастов. Я перемешиваю разные истории так, чтобы они смотрелись как единое целое, образовывали общее повествование и создавали цельную картину. Например, у меня есть выпуск о доппельгангерах (двойниках), известный мистический сюжет: в нем я успеваю рассказать про финские представления об этих существах, про встречу с двойником в городе Дерпте, про двойника Екатерины Великой и даже про историю из пансионата в Латвии. Мне кажется, что лучше всего это работает именно вместе.


«Человек пока не покорил Вселенную и не разгадал устройство мира»

Я очень серьезно отношусь к ресерчу «Жути» и стараюсь не рассказывать откровенных выдумок. Понимаю, что это звучит дико, но разница в том, что иногда люди сами верят в то, что рассказывают, а иногда придумывают художественные истории.

Художественные истории (например, крипипасты – страшные рассказы из интернета) очень сильно отличаются от историй очевидцев. Там обычно много лишних подробностей и есть драматические повороты, которые в жизни с людьми не происходят. Я всегда стараюсь докопаться до оригинала, даже если историю много раз перепечатывали и постили в интернете. Мне гораздо интереснее разобраться, во что люди верят и что это о нас говорит, чем рассказать нечто сенсационное.

Я стараюсь занимать нейтральную позицию в подкасте: не говорить, верю ли я сам в то, что рассказываю, или нет. Говорить непредвзято. Мне кажется, это очень важно – по той же причине, по которой нам в принципе важны истории о паранормальном. Они напоминают нам, что мы не все понимаем про мир и что в нем есть место тайне. Мне кажется, это смиряет человека. В нашу эпоху сциентизма (наука как важнейшая ценность) и технооптимизма (все проблемы решат машины и механизмы) важно помнить, что человек пока не покорил Вселенную и не разгадал устройство мира. При этом излишние суеверия и манипуляция людьми через заблуждения ничуть не лучше сциентизма. Во всем важен баланс.

Не думаю, что в настоящее время отношение людей к паранормальному как-то меняется. Это идет волнами, по синусоиде, и можно выделить эпохи, когда люди обращаются к мистике и паранормальному (например, в России это 1980-е и 1990-е). Но мне кажется, что тяга к тайне – это что-то вечное. И не хотелось бы, чтобы магическое сознание полностью пропадало, его отлично можно сочетать с наукой – просто надо помнить, что мир сложный.

Трудно сказать, какой выпуск вызвал наибольший резонанс – кажется, что сейчас, когда у подкаста сложилась преданная аудитория, всё принимают достаточно хорошо. Но помню, что в самом начале особенной популярностью пользовался эпизод «Сибирская тьма». Он о том, как в Сибири в сентябре 1938 года многие поселения посреди дня накрыла внезапная тьма, и это напугало жителей. Вроде ничего особенного, но это классная история о том, как в привычную реальность врывается что-то непонятное и как люди на это реагируют.


«Вдохновляться англоязычными подкастами при создании русскоязычных – отличная идея»

Помимо «Жути», я делаю еще несколько подкастов, веду YouTube-канал и так далее; основной наш подкаст – Blitz and Chips. Аудитория «Жути» с ним довольно сильно пересекается, так что у нас одно общее комьюнити для всего. Для подкастов вообще взаимодействие с аудиторией – это ключевая штука. У нас есть чат, где мы общаемся со слушателями, в прошлые годы, когда не было коронавируса, мы делали разные ивенты, например лайв-записи подкастов или вечеринки с музыкой. Надеюсь, мы к этому еще вернемся.

В создании «Жути» я очень сильно вдохновился американским подкастом Lore, хотя в результате у меня получилось что-то свое. Lore посвящен в первую очередь американским (но иногда автор выходит за пределы своей страны) городским легендам и тоже пытается рассказывать о них нейтрально, просто как об историях. При этом видно, насколько в США это разработанные темы: там у любого маленького города есть своя легенда, про которую уже много написано, включая отдельные сайты. У нас в этом плане все хуже, и с источниками работать труднее. Вообще я считаю, что вдохновляться англоязычными подкастами при создании русскоязычных – отличная идея. Всегда все равно получается иначе, а как начальная точка это супер.

Если в вашем городе есть легенда или вы знаете историю, о которой можно рассказать в подкасте «Жуть», пишите Григорию Пророкову на почту prorokovgrisha@gmail.com.

Текст: The City

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости