Подкаст недели: «Не крайний» — истории без стереотипов о Русском Севере и Северной Европе

Подкаст недели: «Не крайний» — истории без стереотипов о Русском Севере и Северной Европе

День и ночь, семь дней в неделю мы внимательно следим за шумным миром подкастов, чтобы помочь вам выбрать самое интересное – подкаст недели. Сегодня это подкаст «Не крайний» журналиста Артема Филатова, который рассказывает о русском Севере и Северной Европе.

Ушел в никуда, чтобы делать подкасты

Для меня «Не крайний» — это флагманский проект, с которого я начал самостоятельный путь в новых медиа. До этого я занимался журналистикой на телевидении и на радио, а сейчас делаю разговоры с интеллектуалами об обществе в подкастах и на Youtube в рамках «Школы гражданского просвещения».

Первый эпизод «Не крайнего» вышел в ноябре 2019 года. Я тогда уволился с телевидения и стал делать подкасты, чем сильно удивил коллег, ведь на тот момент это был уход в никуда с хорошей работы. А Севером я интересовался давно. Кстати, в одном из выпусков подкаста я даже использовал интервью, которое пролежало в моем архиве 7 лет — с 2013 года!

Подкаст недели: «Не крайний» — истории без стереотипов о Русском Севере и Северной Европе

Фото: Norwegian Barents Secretariat/Flickr

Как люди переживают полярную ночь?

Я человек из медиа, на работе у меня всегда были редакторы, которые поставят репортаж на сайт или в эфир. А тут я придумал и сделал свой проект с нуля, и это стало удивительным ощущением из серии «а что, так можно?». Первый выпуск — о том, как люди переживают полярную ночь и какие лайфхаки им помогают. Его я записал во время командировки в норвежском Киркенесе, за полярным кругом. Мне хотелось начать с очень необычной темы, но понятной и универсальной. Ведь все мы сталкиваемся с этим периодом темноты с ноября по январь, даже в Москве это довольно утомительно.


С самого начала я хотел рассказывать истории без стереотипов, то есть не повторять банальности про Русский Север или про скандинавские страны. Самый популярный выпуск во всех приложениях — о том, чем похожи Финляндия и Япония. О сходстве этих стран я узнал, когда встречался с одним из основателей теории межкультурной коммуникации Ричардом Льюисом. Интервью с ним пролежало семь лет, потому что я не знал, что с ним делать. Это все-таки довольно узкая тема, и было бы странно публиковать ее вне контекста. А с появлением подкаста вопрос решился сам собой. В итоге я записал целый выпуск, когда придумал, с кем еще я могу поговорить об этом.

Интервью, звуки и комментарии

Почти все выпуски подкаста — это именно нарратив. В идеале я куда-то еду (были истории из Петрозаводска, Хельсинки, Берлина, Осло и даже заполярных мест) и там записываю интервью, звуки и собственные комментарии.

Так сложилось, что благодаря журналистскому опыту у меня много знакомых в Северной Европе, некоторые из которых хорошо говорят по-русски. Они могут либо сами рассказать что-то интересное, либо посоветовать кого-то из своего круга общения. А для российских выпусков из Карелии в основном я записывал людей, с которыми познакомился ранее, когда приезжал туда освещать дело историка Юрия Дмитриева и скандальные раскопки в Сандармохе в 2018 году.


Потом пишу сценарий, делаю подводки и так получается история в звуке. Еще в некоторых выпусках есть музыка, которую написал звукорежиссер Василий Васильев, он же и монтирует мой подкаст.

При этом у меня довольно прямое повествование. То есть я рассказываю историю так, как вижу, не придумывая сюжетных ходов или интриги ради привлечения внимания. В этом мне помогает редактор Андрей Аллахвердов. Мне кажется, что большинство моих тем не требует искусственных приемов, поскольку сами по себе это необычные и неожиданные истории для слушателей.

Подкаст недели: «Не крайний» — истории без стереотипов о Русском Севере и Северной Европе

Фото: Norwegian Barents Secretariat/Flickr

Как меня перепахал Русский Север

С самого начала я считал, что мой подкаст про Северную Европу — это о том, что на самом деле скрывается за хюгге и красивыми домиками. Но потом начался второй сезон про Русский Север, и он меня перепахал.

Это, в первую очередь, попытка найти следы северной основательности и трудовой этики в тех краях, где сейчас далеко не все благополучно. Мой главный вопрос: «И куда всё это исчезло?». Его я задаю своему герою в старинной северной деревне, но он не только про деревню, а про весь наш Север. Выяснилось, что в историях про Россию гораздо больше драмы и надрыва, чем в темах из Северной Европы. То есть я вдруг перешел к тому, что пробирает гораздо глубже.

Еще будет как минимум две новых истории про Русский Север. В январе ждите еще один выпуск из Карелии — историю из 30-х годов прошлого века, совершенно неожиданную, драматичную и неоднозначную, а потом займусь выпуском про Выборг. Это совершенно уникальный город, и я рад, что нашел подходящий ракурс и героев для рассказа о нем.

Я принципиально не делал выпусков про коронавирус

У подкаста «Не крайний» есть небольшой телеграм-канал. В нем я публикую фотографии и дополнительную информацию про своих героев. Пока это основной канал коммуникации. Еще я думал про оффлайн-запись выпуска со слушателями, но пандемия отодвигает эти планы.

Из-за пандемии всё чертовски изменилось! Вообще я собирался делать подкаст о Северной Европе для россиян и вел переговоры с потенциальными партнерами под эту тему. Но пандемия спутала планы, ведь путешествовать мы толком не можем. При этом я принципиально не делал выпусков про ковид, мне хотелось, чтобы люди могли переключиться на что-то иное. Например узнать про норвежскую писательницу Марию Парр и ее книги.


Текст: The City

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости