Пластилин — недооцененный материал. Так считает художник Алексей Микулин, который уже семь лет создает трехмерные пластилиновые рисунки городских улиц и кварталов и сейчас доделывает уже 88-ю по счету работу. Он рассказал The City о том, как хранить пластилиновые поделки, какими материалами стоит обзавестись и почему его вдохновляет московская архитектура.
Пластилин — мое детское увлечение. Он попал мне в руки лет в шесть, и до 12 лет я лепил непрерывно. В то время это было мое основное занятие, из-за которого я даже довольно плохо учился в школе — был сильно увлечен. Потом я все забросил и к пластилину не возвращался больше 40 лет.
Рынок на Трубной. Фото: Алексей Микулин
Когда родился сын, я хотел показать ему альтернативу конструкторам — пластилином можно делать то же самое, но самому. Его хватило на два-три года: мы вместе сидели и лепили. Если вы посмотрите старые работы, те, которые мы делали с сыном, то обратите внимание, что они сделаны для игры: крыши открываются, и внутри есть фигурки, кипит жизнь — такой крафтовый конструктор (как в работе «Бирюзовый замок»). Сейчас я делаю исключительно декоративные работы.
В общем, сына не увлекло, зато увлекло меня. Лепка из пластилина не была моим осознанным выбором — я просто случайно вернулся к тому, что очень любил в детстве.
Классическую скульптуру я не пробовал просто потому, что у меня нет художественного образования — я инженер. Соревноваться с мастерами и учиться с нуля художественному процессу для меня нерационально.
Зима в Москве. Фото: Алексей Микулин
Для профессионалов-скульпторов пластилин — транзитный материал. Они работают с ним только для того, чтобы создать свое итоговое бронзовое произведение. Для широкой же аудитории пластилин недооценен: в детстве все им занимаются, лепят червячков, зверушек, а потом к нему не возвращаются — думают, что для пластилина это предел.
Ничего экстраординарного — рекомендую отечественный детский пластилин, причем выбирать нужно по принципу самого дешевого. Ко мне в руки попадали и импортные виды пластилина, но их физические характеристики уступают. Однако если вы делаете большую работу и вам нужно много пластилина одного цвета, разумно будет купить килограмм скульптурного пластилина и сделать из него основу. Он ничем не отличается от детского, просто у него ограничены цвета: черный, белый, оливковый. После создания основы можно приступать к декорациям и использовать обычный яркий пластилин.
Туннель. Фото: Алексей Микулин
Особые инструменты тоже не требуются, мне хватает подручных: строительный шпатель, пластмассовые ножи и, конечно, ножницы — для создания картонного каркаса. Если его не использовать, работа постепенно будет оседать. Если же использовать каркас, беречь работы от пыли и солнечного цвета, работа может простоять и 100 лет — срок годности пластилина не ограничен. Такой парадокс — детский материал, а такой долговечный.
Я из семьи архитекторов, может, поэтому почти все мои работы на эту тему. Так получается, я не специально. Идеи приходят спонтанно, что-то придумаю — леплю. Но я москвич и всегда жил в центре города. Столичная культура жизни для меня близка и естественна, наверное, поэтому местные здания получаются более убедительно. Как, например, моя любимая работа — «Утро в Гостином дворе».
Утро в Гостином дворе. Фото: Алексей Микулин
Тот самый двор, что находится между Ильинкой и Варваркой, его еще перекрыли при Лужкове. Сейчас он красивый, парадный, а в 1980 году был примерно такой, как я его «нарисовал» — давным-давно я работал в типографии в ночную смену, ездил на грузовике, развозил пачки с газетами. Один из пунктов был как раз в этом дворе.
Красота классической архитектуры в запущенном состоянии произвела на меня огромное впечатление, и я слепил все это по памяти, чуть фантазируя. Видимо, получилось хорошо — работа собрала сотни репостов. Нашлись даже люди, которые в это время там работали или учились — они написали мне одобрительные отзывы.
Моему хобби не так много лет — всего лишь семь, и на сегодняшний день у меня 88 работ. Их я не продаю. Иногда дарю, несколько стоят в частных арт-пространствах. Самые старые работы я давно разобрал — мастерство растет, и со временем они могут раздражать.
В 2020 году была выставка на Тверской. Мы работали со взрослыми и детьми с особенностями, в том числе со слабовидящими. Они воспринимают все через ощущения и, когда трогают пластилин руками, получают очень сильные эмоции. К сожалению, экспозиция долго не простояла из-за начала карантина. В последнее время к моим работам много внимания, и я надеюсь, что скоро будут и другие выставки.
Текст: Полина Царитова
25 февраля, 2021