Кто такой Билл Виола — человек, который изобрел видео-арт

Кто такой Билл Виола — человек, который изобрел видео-арт

2 марта в Пушкинском музее открылась, похоже, главная выставка весны — ретроспектива художника Билла Виолы. Он с помощью медиатехнологий дополняет и расширяет эстетику живописи. Рассказываем, кто он такой, что именно он делает и почему его зовут «Рембрандтом эпохи видео» и «Караваджо в стиле хай-тек».

Кто такой Билл Виола — человек, который изобрел видео-арт

Getty Images

Как пришел к своему стилю

Первая персональная выставка Билла Виолы состоялась в 1969 году в Сиракузском университете Нью-Йорка, где он изучал визуальное искусство: учитель повесил картины Виолы, нарисованные пальцами. Примерно в это же время он открыл для себя мир технологий, работая в Synapse Video Centre — первом альтернативном медиацентре Нью-Йорка — изучал компьютерную графику, паял электросхемы.
В середине 1970-х Виола увлекся музыкой и стал учеником композитора Дэвида Тюдора, играл в его группе. Этот важный творческий опыт оставил след на всей дальнейшей художественной деятельности — именно тогда он открыл для себя акустическую скульптуру. В 1974–1976 годах Виола работал техническим директором новаторской видеостудии Art/Tapes/22 во Флоренции, где проводил время в обществе других видео-артистов — Нам Джун Пайка, Брюса Наумана и Вито Аккончи.

Всю свою жизнь Виола странствует по миру, особое внимание уделяя восточному мистицизму и дзен-буддизму. Он еще больше погрузился в эти учения после переезда в 1980 году в Японию по программе культурного обмена.

В 1983 году концептуальный 15-минутный ролик Reverse Television Билла Виолы, где люди в домашней обстановке смотрят в камеры будто в телевизор, показывали по каналу WGBH TV фрагментами по 30 секунд в день в течение двух недель без предупреждений, титров и озвучки. В 1989 году Виола удостоился стипендии фонда Макартуров, которая известна как «грант гениев».


Мотивы его работ

  • Вода

Билл Виола, Путешествие души

В работах Виолы присутствуют и другие стихии, но вода — главный элемент. Наполненные тары, водопады, падающие капли воды используются как метафора перехода от жизни к смерти (еще одного незыблемого мотива его искусства).


  • Звук

Билл Виола, Путешествие души

Для Виолы даже тишина звучит. Когда он освоил музыку, он стал создавать звуковые ландшафты, воздействуя с их помощью на зрителя. Не все его проекты звучат, но, например, «Тристан и Изольда» воспринимаются как полноценная звуковая инсталляция.


  • Замедление
  • Билл Виола, Путешествие души

Все художники эпохи Возрождения стремились изобразить движение. Жанр, в котором работает Виола, позволяет это сделать, и для усиления эффекта, используется замедление: 20-секундные видео растягиваются на полчаса (склейки Виола не использует). При этом каждая секунда остается зрелищной.


  • Человек и его эмоции
  • Билл Виола, Путешествие души

Желания, страхи, перемены и привычки — самая волнующая тема для Виолы. Проблема многогранности эмоций, их силы и противоречия находит место в каждой его работе, особенно тех, где мы видим людей крупным планом.


  • Смерть
  • Билл Виола, Путешествие души

Одна из знаменитых работ Виолы — огромный «Нантский триптих» — попытка осмыслить смерть матери. На одной стороне — рождение ребенка, на другой — смерть пожилой женщины, между ними — плавающее в пространстве мужское тело. Виола понимает смерть как искупление, трансформацию человеческой души и не боится поднимать эту тему.


В чем уникальность художника

Видеоискусство позволяет воплотить мечту художников — оживить картины, но Билл Виола — не первый, кто это понял. Потенциал цифровых технологий прежде уже исследовали Энди Уорхол, Вольф Фостель и Нам Джун Пайк.

Однако именно Виола смог объединить технологии с классическим искусством, его произведения близки фрескам итальянского Возрождения или полотнам барокко. Видят в его работах и мистичность христианского искусства — поэтому его видеоинсталляции так органично смотрятся в соборе Святого Павла. Билл Виола тем самым наследует традицию взгляда на возвышенное в европейской живописи, используя вместо кисти и холста камеры и современные мониторы.

Текст: The City

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости