Топ полотен Шагала, напротив которых стоит остановиться в Третьяковской галерее

Топ полотен Шагала, напротив которых стоит остановиться в Третьяковской галерее

Мы уже рассказывали, где в Москве искать полотна Ван Гога, Серова и Моне. На этот раз наш арт-обозреватель Елена Шарова выбрала самые интересные работы Марка Шагала. Кстати, их все сейчас можно найти в Третьяковской галерее на Крымском Валу.

«Над городом»

Топ полотен Шагала, напротив которых стоит остановиться в Третьяковской галерее

Самое знаковое полотно из собрания — «Над городом». Пара в небе — это сам художник и его главная муза — жена Белла. Он обнимает ее и летит туда, куда она ему указывает. В их совместное будущее. Шагал так сильно любил ее, что она могла заменить ему всех вокруг.

Во время создания картины Шагалы жили в Витебске, город как раз изображен в нижней части холста. Он проступает из-за жемчужно-серой дымки, окутанный загадочным туманом. Но в этой серости и обыденности есть колористические акценты: красные окна и желтые стены домов, багровое здание тюрьмы в центре и ярко-зеленая коза. Собственно, почему коза — зеленая? Это был любимый цвет Марка Захаровича, он был для него символом юности и жизни. Обратите внимание, сам художник на картине наряжен именно в зеленую блузу. Ну и не пройти мимо горожанина со спущенными штанами. Они с козой на пару снижают романтический пафос, напоминают, что в жизни всегда есть место иронии.

Вот так сам Шагал писал о Витебске: «Мой грустный и веселый город! Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Что именно, вы можете увидеть на моей картине „Над городом“. Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу».


«Клубника. Белла и Ида за столом», «Прогулка», «Влюбленные» и «Невеста с веером»

Во всех женских образах на картинах Шагала можно узнать черты Беллы. Ее лицо он всегда пишет одухотворенным, а черты изящными. Когда она умерла в 1944 году в Америке, он около года не брал кисти в руки, а уже начатые эскизы отвернул к стенам.

Вот так Марк Захарович писал о Белле в своей книге воспоминаний «Моя жизнь»: «Одна ты осталась со мной. Одна ты, о ком не скажу и слова всуе. Я смотрю на тебя, и мне кажется, что ты — мое творение. Сколько раз спасала ты мои картины от гибели. Я ничего не понимаю ни в людях, ни в собственных картинах. А ты всегда во всем права. Так направляй же мою руку. Взмахни кистью, словно дирижерской палочкой, и унеси меня в неведомые дали».


Панно для Московского государственного еврейского камерного театра

Топ полотен Шагала, напротив которых стоит остановиться в Третьяковской галерее

Еще одна масштабная работа из собрания Третьяковской галереи — панно для Московского государственного еврейского камерного театра. Художник умудрился вписать туда не только основателей театра, но и себя любимого, разноцветных коз, конечно же, и даже имена всей своей родни из Витебска и Лиозно на идише.

Панно в первые годы советской власти едва не уничтожили. С риском для жизни их сняли из фойе и тайно перевезли в Третьяковскую галерею. Они долго хранились в запасниках. И во время визита Марка Шагала в Москву в 1973 году произведения показали автору. Он растрогался до слез и был потрясен, что люди были готовы сохранить его работы ценой своих жизней. Он попросил палитру, кисть и поставил на холсте свою подпись.

В залы Третьяковки произведение вернули сравнительно недавно, около восьми лет назад. Я видела, как рабочие с трудом вносили валы, на которых были накручены фрагменты панно, на руках по лестнице в залы. Шагал вновь занимал свое почетное место в истории русского искусства XX века.

Фото: Tretyakovgallery.ru

Елена Шарова

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости