Демоны Врубеля в Москве: где искать загадочные полотна художника

Демоны Врубеля в Москве: где искать загадочные полотна художника

Мы уже писали, где в Москве искать полотна Ван Гога, Серова и Моне. На этот раз арт-обозреватель Елена Шарова рассказывает про загадочные картины одного из самых знаменитых художников рубежа XIX–XX веков — Михаила Врубеля. Запоминайте: полотна с Демонами собраны в залах 32–34 Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Михаил Врубель — художник притягательный и пугающий одновременно. Его жизнь и творчество окутаны тайнами, легендами и мифами. А как же иначе, ведь он был ярким представителем символизма — течения в искусстве, воспевающего загадочные образы, мистические события. В картинах его представителей намеки и призрачные силуэты — обычное дело.

Конечно, главный образ, который преследовал Михаила Врубеля всю его жизнь, — это Демон. Считается, что его «демониада» началась с работы над иллюстрациями к поэме Михаила Юрьевича Лермонтова. Но на самом деле первые наброски героя появились еще во время росписи Владимирского собора в Киеве. Художник так увлекся этой темой, что долгие годы не мог отпустить ее и все писал и писал своих Демонов.


«Демон (сидящий)» (1890)

Демоны Врубеля в Москве: где искать загадочные полотна художника

My.tretyakov.ru

Он совершенно не похож на ужасающего жителя преисподней. Это красивый молодой мужчина, очевидно застрявший в экзистенциальном кризисе. Взгляните на его позу: он томится в безвременье, заламывает пальцы и не ждет ничего от будущего. Тут сразу в голове всплывают строки из стихотворения «Дума» Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».

Вот такое мироощущение было свойственно многим творческим людям из круга Врубеля на пороге XX века. Увлеченные поиском смысла бытия, они теряли вкус к жизни, застревали в томительном полусне. Тогда антидепрессантов еще не было, напомню. Но сказать это напрямую нельзя, только посредством образов, поэтому Михаил Врубель помещает своего героя в фантастический пейзаж, уходя от реализма даже в способе его написания. Смотрите, какие острые угловатые очертания приобретают цветы на фоне — художник создает их мастихином. Это почти кубизм, который только в 1906 году придумает Пабло Пикассо — а Врубель, как истинный визионер, предвосхищает в 1890-м.


«Демон поверженный» (1901–1902)

Демоны Врубеля в Москве: где искать загадочные полотна художника

My.tretyakov.ru

Честно говоря, это настолько мощная по своей силе работа, что рядом с ней даже долго не простоишь в Третьяковке. Михаил Врубель вложил в нее огромное количество своих творческих сил. Картину показывали на выставке «Мира искусства» в 1902 году, и каждый день там можно было встретить автора — он переписывал ее. По воспоминаниям современников, были дни, когда главный герой был очень страшен, но потом опять появились в выражении его лица глубокая грусть и новая красота. Михаил Александрович говорил, что Демон уже не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона. Героя окружают павлиньи перья — символ вечности, а следовательно, вечных страданий. Но вы посмотрите, как изумительно написана эта пугающая и притягательная вещь!


«Гадалка» (1895)

Демоны Врубеля в Москве: где искать загадочные полотна художника

My.tretyakov.ru

Ну и завершим нашу мистическую подборку еще одним загадочным и манким произведением. Мистикой людям свойственно увлекаться в переломные эпохи, когда контроль над жизнью теряется и проще положиться на что-то загадочное — переложить ответственность. Михаил Врубель это чувствует, как настоящий гений, и пишет нам лицо своей эпохи. Другой замечательный художник Константин Коровин вспоминал, как его друг Врубель получил приличный гонорар за декоративное панно и устроил кутеж в гостинице «Париж». В свой номер он пригласил всех постояльцев. Наутро после вечеринки он начал писать «Гадалку». Также близкие художника упоминали, что Врубелю, по его же словам, позировала для картины не цыганка, а его соседка по гостинице «Париж» — сибирячка, которая его страстно полюбила. Любовь, смерть — все в искусстве Михаила Врубеля идет рука об руку. А нам, его преданным поклонникам, остается во все эти мрачные сказки верить.

Фото: My.tretyakov.ru

Елена Шарова

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости