В «The City. Говорим» американская рок-певица Джоанна Стингрей рассказала о своих отношениях с отечественными рокерами в 1980–1990-е годы, о том, как привозила им инструменты из США, как, не зная русского языка, общалась с мужем, не говорившим по-английски, и как оказалась в одной ванне с Борисом Гребенщиковым*.
Когда я пела и делала концерты, я всегда была в очках. Если честно, то я не знаю, как делать грим. Поэтому лучше всего — очки и яркая помада. Очки как стена — люди не смотрят прямо в глаза. Это удобно.
Музыканты меня просили привезти только одно — инструменты. Им было неважно, что они не получают деньги за свои концерты, несмотря на гастроли и выступления на радио. Реальная боль — нельзя было найти хороший инструмент. Поэтому я часто из США привозила инструменты. А еще панк-браслеты. Они стоили всего доллар, но как музыканты были счастливы! Также просили привезти краски и холсты, ведь и Цой, и Гребенщиков* часто рисовали. И отдельно Виктор Цой всегда просил меня привезти ему соевый соус, он очень любил его.
Борис Гребенщиков*, Джоанна Стингрей и Виктор Цой/Joannastingray.com
Я приехала из Америки в Советский Союз. Казалось бы, я должна была быть самым свободным человеком, но я была очень молодой и не понимала в то время, кто я, зачем я. А когда встретила Гребенщикова*, Цоя, начала понимать больше о жизни. И самое важное, что для себя открыла: неважно, в какой ты стране живешь, с какой Конституцией и законом, свободный человек свободен своей душой. В США я не была такой счастливой, но приехала в Ленинград, и этот город сделал меня счастливой.
Юрий Каспарян и Джоанна Стингрей/Joannastingray.com
У меня было двое мужей из России. Главное — любовь. Ты не знаешь, почему ты его любишь, почему хочешь быть с этим человеком. Когда мы встретились с Юрой (музыкант Юрий Каспарян. — Прим. ред.), мы были очень молоды. Он не знал английского, я не знала русского, но все равно мы хотели быть друг с другом. В тот момент я думала, что встретила своего принца. Верила, что всю жизнь нужно быть с одним человеком. Это была светлая и чистая любовь.
Меня очень удивило, что советские люди хорошо знают историю — и не только своей страны. Они хорошо знали историю США. Они хорошо были знакомы с литературой, много читали. Советские люди были большими интеллектуалами.
Съемки клипа/Joannastingray.com
В Сети ходит провокационное фото, на котором я и Гребенщиков*. Многие меня осуждали, потому что он был женат. Но на самом деле между нами ничего не было, мы просто снимали клип. Но его не выпустили, потому что на советском телевидении сложно было представить такое. Снимала нас, кстати, моя сестра. Так что между нами ничего не было, но поднялся большой скандал.
Джоанна Стингрей и Виктор Цой/Joannastingray.com
Виктор никогда не писал о политике. Он писал о войне, которая идет внутри каждого человека. Цой хотел, чтобы каждый человек вырвался из своей психологической клетки, осознал, чего он боится, и победил этот страх. Чтобы каждый человек понимал, кто он, что нужно, чтобы он был счастлив.
Эфир The City от 19 мая
*признан иноагентом Минюстом РФ
19 мая, 2021