Сценаристы Михаил и Лили Идовы — о фильме «Джетлаг» и феномене Москвы

Сценаристы Михаил и Лили Идовы — о фильме «Джетлаг» и феномене Москвы

В «The City. Говорим» сценаристы Михаил и Лили Идовы рассказали о том, что для них успех, как создавался фильм «Джетлаг» и почему из Москвы можно уехать только на время.

И меньше, и страннее

Видео: More.tv/YouTube

Михаил: Есть, на наш взгляд, неправильная философия, что нужно всегда расти по размаху, амбициям и бюджету. Что каждый фильм должен быть больше предыдущего, иначе что-то идет не так. Мы так никогда не считали, поэтому фильм «Джетлаг» гораздо меньше и скромнее «Юмориста».

Лили: Считается успехом, если тебе дают снимать фильм дороже. Для нас признак успеха — если тебе дают снять фильм страннее.

О «Джетлаге» и его предшественнике

Михаил: «Джетлаг» страннее, чем «Юморист», который вписывается больше в традицию социального кинематографа, с иносказаниями и ретроантуражем. Что собой представляет «Джетлаг»? Мы между собой не можем уже месяц определиться даже с жанром. Это комедия, драма, трагикомедия, драмеди? Он очень сильно автобиографический, конечно, если не событийно, то эмоционально.

Что такое успешный фильм

Видео: SputnikVostokProduction/YouTube

Лили: Для меня важен эмоциональный отзыв. Даже если у небольшого количества людей фильм вызовет реальные эмоции, то для меня это успех.

Михаил: Для меня успех — проникновение в культуру, язык и беседы. Таковым является сериал «Лондонград», потому что есть определенное количество людей, которые его сильно любят, и есть те, кого он раздражает. И это нормально. А сериал «Оптимисты» для меня не является успехом. Хотя о нем говорили больше, чем о «Лондонграде». Его показывали на федеральном канале, он успешно прошел по стримерам, уже три года на Amazon висит. Но для меня это не успех, потому что я не нашел людей, у которых он вызвал бы такие большие эмоции.

Фильм на расстоянии

Михаил: Фильм «Джетлаг» снят в двух местах — в Москве и на юге Турции. Изначально мы планировали, чтобы он был создан за копейки, игрушечные деньги, на фотоаппарат или телефон, но зато по всему миру. Но получилось наоборот — у нас нашлась финансовая поддержка, но закрылись все границы.

О сложных съемках

Сценаристы Михаил и Лили Идовы — о фильме «Джетлаг» и феномене Москвы

Кадр из фильма «Джетлаг»/Wnfilms.ru

Михаил: Самый главный аврал у нас на съемках не был связан с коронавирусом. Одного нашего артиста, который должен был выходить через сутки в кадр, не посадили на самолет. И за 22 часа до мотора нам пришлось сделать перекаст одной довольно важной роли. Речь про Глеба — тайского боксера.

Лили: Нам безумно повезло, что Даниэль Шейк оказался отличным актером. Но он сам этого не знал — это его первая роль. Другой инцидент: артистку Полину Ауг уколола ядовитая рыба за день до того, как ей нужно было сниматься. Она провела ночь в больнице. А это была единственная сцена во всей ее роли, где ей нужно было бегать. К утру опухоль немного спала, и она уже смогла побегать. Но снималась она на обезболивающих. И это нормальные кинобудни, такое всегда происходит.

Москва, которая не отпускает

Михаил: Люди, которые хотят стать свободными, хотят быть людьми мира, все равно безнадежно привязаны к русской культуре, русскому языку. И между героями происходит диалог:
— Как странно, что есть мир, где нет Москвы.
— На самом деле только Москва и есть. Она тебя просто назад еще не позвала.

Лили: Это феномен именно Москвы. Люди очень сильно связаны с городом. И вместе с тем им тяжело быть все время в нем. Всегда нужно отходить на какое-то расстояние и возвращаться. Я сама из Москвы, поэтому это и мои ощущения. То же самое происходит и в отношениях между героями, когда им тяжело и вместе, и раздельно. Москва — такой же персонаж, с которым герои выстраивают отношения.

Понаехали

Лили: В Москве всегда было предубеждение и классовое отношение: ты вырос в Москве или ты приехал покорять.

Сериал или полный метр

Михаил: «Джетлаг» существует и в формате сериала, и в формате полного метра. Это сделано для того, чтобы проект не зависел от кинокассы, сборов. У Дэвида Линча есть пример с «Малхолланд Драйв», который был пилотом сериала. Проект зарубили, но он его доснял и выпустил в кино. У нас было немного наоборот — финансовые решения принесли неожиданные творческие ходы.

Обнаженка

Михаил: Новый интерес к откровенным сценам сопряжен, скорее, с новым пониманием того, что это. А это не просто раздевающиеся красивые женщины для услады мужского взгляда. Культура вышла на новый уровень разговора о когнитивных отношениях.

Заветная ветвь

Видео: Группа «Звери»/YouTube

Михаил: Для нас потрясающим опытом было пребывание в Каннах в 2018 году с фильмом «Лето» в качестве сценаристов. Но это не является самоцелью. Канны просто открыли для нас новые возможности, поэтому мы сейчас работаем с американскими коллегами. А все эти награды и знаки — они для мимолетных удовольствий. Мне было бы интересно снять кино с кассовой судьбой.

Лили: А я хотела бы «Эмми» получить.

Эфир The City от 9 июля

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться