В «The City. Говорим» автор YouTubе-канала «Книжный чел» и Telegram-канала «Мастриды» Григорий Мастридер рассказал о том, модно ли сейчас читать книги, почему тиктокеры их сжигают и какое у Виктора Пелевина преимущество перед другими писателями.
Современные инфлюенсеры приобретают невероятное влияние на общество в самых разных сферах. Даже не интеллектуальные в восприятии людей блогеры могут продвигать интеллектуальный продукт. Моргенштерн* весьма неглупый парень, судя по тому, что я о нем знаю. Похожая история была и с Оксимироном* на батле со Славой КПСС, когда первый упомянул книгу Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Все ее тоже начали читать. Это не впервые, когда рэпер что-то говорит — и все бегут читать это. Просто Моргенштерн* воспринимается как менее интеллектуальный парень, хотя он все-таки настоящий, жизненный. А Оксимирон*, на мой взгляд, псевдоинтеллектуал.
Фанаты Ольги Бузовой прочитают ее книгу, потом захотят прочитать какую-то еще книгу. Таким образом, у них сформируется читательская привычка.
Я завел TikTok пару месяцев назад — у меня уже 40 тысяч подписчиков. Люди смотрят, комментируют. Какие-то ролики о книгах набирают по миллиону просмотров. Популярность есть даже у бумажных брусочков (книги. — Прим. ред.). Люди любят все тактильное. Я разыгрываю среди подписчиков книги, и это дико востребованные акции. Один из самых популярных хештегов в этой соцсети — #книжныйтикток.
Когда я начинал канал «Книжный чел» на YouTube, были только кустарные буктьюберы (книжные ютьюберы. — Прим. ред.). Сейчас же про книги начало говорить все больше людей. Недавно у Юры Дудя* был выпуск с Катериной Гордеевой*, где они половину выпуска говорят о литературе. У Ирины Шихман запустилось отдельное книжное шоу на ее канале «А поговорить?». Есть тренд, чтобы известные инфлюенсеры рассказывали про литературу. Люди читают, потому что это модно, можно пост про книжку в инстаграмчик выложить. Но факт в том, что действительно начали читать.
Сейчас популярен челлендж, где школьники топят или сжигают книги. Тут важно понять, с какой именно книгой они так поступают. В своем пилотном выпуске «Книжного чела» я сжигал книгу «Секрет». Это псевдолитература о том, как достигать всего с помощью позитивных аффирмаций.
Наше школьное образование не способствует любви к чтению. Любовь приходит вопреки. Я очень уважительно отношусь к учителям литературы, но зачастую это просто озлобленные училки, которые оперируют штампами. Когда такая училка тебя насильно кормит советскими интерпретациями классической литературы, не дает почувствовать кайф от произведения, то, конечно, захочется утопить эту книжку или самому утопиться.
Ребенок не будет читать, если родители не читают. Если родитель, который только работает, а вечером лежит и отдыхает перед телевизором либо залипает в телефон, то и дети будут под него мимикрировать. И конечно, не нужно пичкать детей сложной литературой. Например, начинать с «Войны и мир». Лучше выбрать что-то более простое и интересное — «Гарри Поттера», например.
Распространенное мнение, что сериалы — это новая литература. Отчасти согласен с этим. Ведь даже роман Толстого был как сериал — публиковался в журналах по главам. Я слышал, что некоторые считают легендарный сериал «Во все тяжкие» новым Достоевским по глубине психологизма. Люди сейчас больше смотрят сериалы, потому что это гораздо проще в восприятии.
Есть комиксы с драматургией, но большинство — просто жвачка. Над комиксами сейчас работают люди, которые 200 лет назад работали бы над романами. Просто в этой индустрии больше денег. Если бы сегодня жили Толстой с Достоевским — они бы точно какие-то сценарии клепали, и, возможно, это были бы мощные блокбастеры. Меня печалит то, что голливудская индустрия все так упрощает: они нашли одну точку и зарабатывают бабки.
Современные русские писатели есть. Например, Евгений Водолазкин и Алексей Поляринов. Виктор Пелевин штампует каждый год одну и ту же книгу на протяжении последних десяти лет, но я все равно с удовольствием читаю. Даже плохие романы Пелевина круче другой литературы. Он фонтанирует интересными метафорами, крылатыми фразами и психоделическими инсайтами.
Эфир The City от 15 июля
*Признан Минюстом РФ иноагентом.
16 июля, 2021