Во Всероссийском музее декоративного искусства идет выставка «100 историй» — на ней можно увидеть различные экспонаты, отражающие период с 1922 по 1991 год. Своими историями о каждом из них поделились известные горожане и сотрудники музея. Мы собрали для вас 15 самых интересных.
Как куратор я не выбирала экспонаты, а придумала современную концепцию выставки и выбрала героев — 100 человек. Перед каждым стояла задача найти и описать самый ценный, с его точки зрения, предмет из коллекции музея. И вот экспонаты раскрылись с неожиданной стороны через личные истории участников выставки — сотрудников музея и приглашенных экспертов. Люди из закулисья музея — настоящие профессионалы своего дела, их истории развеют многие мифы и расскажут об уникальности предмета определенной эпохи. А сторонние эксперты больше вспоминают личные истории, связанные с выбранной вещью. Было сложно собрать этот материал с технической точки зрения. Но мне показалось важным пригласить людей очень разных, чтобы сложился не однородный контекст, а некий пазл из разных впечатлений про советский период. Мне было интересно посмотреть на то, как люди вспоминают и интерпретируют историю через искусство.
Е. А. Янсон-Манизер. 1950-е
Николай Цискаридзе, артист балета и педагог: Я очень люблю эту статуэтку, она есть у меня дома. Мне ее подарили очень-очень давно, еще когда я был совсем юным артистом, Галина Сергеевна была жива и часто со мной репетировала. Что еще очень приятно, в этой скульптуре очень точно портретное сходство. И с точки зрения искусства это очень ценная вещь, потому что она передает дух времени и дух эпохи. Так что это еще такой артефакт, который передает определенную эстетику, красоту женского тела середины ХХ века и такое балетное совершенство.
В. А. Костылев. 1980
Лиза Монеточка, певица, музыкант: «Россия — родина слонов». Для жителя позднего СССР слоны — символы счастья в доме, а также актеры второго плана в любимых индийских кинофильмах. Очень трогательно, как Костылев привнес в эту экзотическую фигуру русскую традицию плетения из бересты. Для советского человека в этом есть свое значение. Евгений Евтушенко говорил, что бывал на лекции с таким названием в Политехническом музее. Почитать об этом подробнее можно в «Википедии». Любопытно, что сама русская «Википедия» началась с этой фразы про слонов, это были первые слова первой редакции в первой статье про Россию.
И. И. Соколов. 1930-е
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: Пенал существует и сейчас, пройдя довольно серьезную эволюцию на моих глазах от советского прототипа моего детства до современных, которые совсем не похожи на те, что были 30 лет назад. С одной стороны, пенал относится к исчезающим предметам культуры общения с бумажными носителями, на смену которым приходят цифровые, с другой — упорно не исчезает совсем, трансформируясь в более и более удобный и модный девайс. Сам пользуюсь отличными пеналами Muji, например. Что, мне кажется, точно исчезло, так это культура использования пенала как носителя агитации, рекламы и так далее, как на этом примере из Загорска. Хотя в моем детстве, например, это было еще очень популярно, но на смену духоподъемным картинкам пришли герои поп-культуры (комиксов, мультиков и другого). Я же рисую, и дети у меня школьники. Так что пенал оказался как раз под рукой.
Б. А. Смирнов. 1972, 1974
«В окне дома»
«Человечность»
Мария Сумнина и Михаил Лейкин, арт-группа «МишМаш»: Мы сразу выбрали категорию «Эскизы», потому что если готовая вещь собирается ответить нам на вопросы, то эскиз их, скорее, создает и задает. В эскизе заложены потенциалы сразу множества историй, которые зависят уже от нашей способности видеть. Лист «Человечность» вызывает массу вопросов. Например, мы видим прозрачную колбу, заключающую внутри себя красного и синего человечков и зеленую собаку. На эту сцену в колбе смотрят из-за фикуса два лица. Это боги взирают на действия людей? Действуют ли люди по своей воле или боги смотрят на результат своего воздействия? А что, например, значит синее облако на потолке колбы? Почему этот лист автор назвал «Человечность», а созданный годом ранее плакат с этой же скульптурой — «Дружба»?
В. Н. Зазнобин. 1980
Николай Фоменко, актер, сценарист, теле- и радиоведущий: Для меня декоративное искусство является важнейшим, так как именно в малых формах авторы удивительно точно передают исторические мгновения жизни страны. Именно в таких работах видна жизнь, которая не подвержена давлению идеологий и пропаганды, жизнь чистая и настоящая. «Пушкин с царем» — ироничная тонкая работа, отражающая, на мой взгляд, наше вечное снисходительно-веселое отношение к власти. Тонкий юмор и терпение — основные русские качества.
Т. В. Аммосов. 1970-е
Павел Лунгин, кинорежиссер, сценарист, продюсер: Костяные шахматы знаменитого якутского мастера Терентия Аммосова сразу привлекли мое внимание. В них было что-то глубоко противоречивое: звероподобные и языческие фигурки древних богов, перекошенные эмоциями, ненавистью, силой, совершенно не соответствовали холодной и рафинированной интеллектуальной природе шахмат. На самом деле я подумал, что это очень гармоничное соединение. Ведь что выражают эти фигурки? Они выражают вечную борьбу — борьбу между темными шаманами, камлающими под землей, и верхними небесными силами, изображенными белыми фигурками. Это желание придать шахматам, которые для нас абсолютно не соединены с идеями добра и зла, вечную проблему борьбы.
Г. С. Столбова, Е. Н. Лупанова. 1953
Эвелина Хромченко, эксперт моды: Эту маленькую лыжницу 1953 года рождения я нежно люблю. Свой экземпляр из первой серии я подарила американскому дизайнеру Ральфу Лорену, когда он приезжал в 2007 году в Москву открывать свой первый российский бутик. Надеюсь, она неплохо устроилась — Ральф и его семья обожают винтаж, и у них много красивых интерьеров.
С. В. Чехонин. 1924–1925
Марианна Максимовская, журналистка, телеведущая: Агитфарфор знают все, но вот такую агитхохлому лично я увидела впервые. Автор, знаменитый график Сергей Чехонин, создал эскиз сразу после смерти большевистского вождя в 1924 году. Фраза про «дело Ленина живет» на долгие десятилетия стала мантрой советских политруков.
Е. И. Пенкина. 1936
Марина Лошак, директор ГМИИ имени А. С. Пушкина: На даче мое любимое место — веранда, где сплошные окна, смотрящие в сад. Там, на большом столе, среди прочих любимых предметов стоят три дымковские игрушки разного времени. Я была бы счастлива, если бы они получили такую очаровательную соседку, как «Наездница», напоминающую мне детские иллюстрации Лебедева.
С. Е. Яковлева, А. А. Яцкевич. 1960-е
Тамара Сахарова, хранитель музейных предметов отдела керамики: Сервиз «Кобальтовая сеточка», пожалуй, самый известный сервиз ЛФЗ советской эпохи и остается им по сей день. Его можно было встретить практически в каждом доме, но и сейчас он не теряет своей актуальности. Мотив этой росписи был вдохновлен трельяжной сеткой не менее знаменитого «Собственного сервиза» императрицы Елизаветы Петровны, выполненной самим основателем завода Виноградовым, а также личными переживаниями и впечатлениями художницы от блокадных дней. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году сервиз удостоился золотой медали, а Яцкевич наградили посмертно. В моей семье в серванте также стояла «Кобальтовая сеточка». Сервиз ставили на стол в особо торжественных случаях. С тех времен от него осталась только одна чайная пара, которая теперь хранится у меня дома. Для меня это символ связи поколений.
Н. Ф. Киселева. Конец 1920-х
Андрей Бартенев, художник, скульптор, модельер: Я вижу стройку в самом рисунке — точно не орнамент, а генплан по организации цвета и линии, точно вид с аэроплана на новые рабочие кварталы завода «Серп и молот». Жирные точки победы светлого будущего. Но конфликт коричневого и алого размывает очертание идеалов, усиливает чувство — светлому будущему никогда не произойти…
Кукрыниксы. 1925
Павел Гусев, главный редактор «МК»: Мейерхольд, пожалуй, один из самых гениальных театральных деятелей, с невероятно трагической судьбой. Безоглядно отдавая свой талант и энергию, в награду он получил смерть.
М. М. Адамович, Н. И. Альтман. 1922
Александр Олешко, актер театра и кино, телеведущий, певец: У меня было доброе, радостное, счастливое советское детство! В школе учителя часто задавали вопрос: «В чем счастье?» И тут же помогали с ответом: «В труде!» Для меня это было абсолютно естественно. Когда я увидел эту тарелку, словно на машине времени оказался в самом начале своей жизни.
1960–1970-е
Алексей Иванов, писатель, сценарист: В детстве я много раз видел этого чугунного черта у своих взрослых знакомых. Он всегда казался мне странным. Его жест — ребячье озорство, но черт взрослый! А кому взрослые показывают нос? Этот черт, конечно, отсылал к Гоголю — а куда же еще в СССР? Для советского человека чугунный черт воплощал в себе смутное, невысказанное отторжение от правил.
М. В. Барашков. 1963
Миша Most, граффити-художник: Прежде всего она интересна визуально, по сочетанию форм и разделению фигура дробится на три отдельные части. Название добавляет произведению сюрреализма. При этом медведь слегка вылезает за формы ракеты и находится одновременно вроде бы и в ней, и вне ее пределов. Это два знаковых русских символа — и сейчас, и во времена СССР. Как иначе они могли бы выглядеть вместе? Конечно же, это медведь-космонавт! Как хотелось бы увидеть такой большой паблик-арт-объект в Москве сейчас… Мне кажется, этот объект вне времени.
Выставка продлится до 15 августа
Билеты по 350 рублей, купить можно на сайте
Адрес: ул. Делегатская, 3
Текст: Катя Кухаренко
22 июля, 2021