Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

В Музее русского импрессионизма проходит выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», посвященная крупнейшему показу русского искусства в Америке. Рассказываем, как готовилась экспозиция в США, и как ее удалось воссоздать в наши дни.

Почти сто лет назад в центре Манхэттена представили работы сотни русских мастеров первой четверти XX века. Перед нью-йоркской публикой развернулась панорама художественной жизни России за последние 20 лет: от передвижников до авангардистов. Многие произведения были куплены и рассеяны по разным странам. Команде Музея русского импрессионизма удалось установить судьбу нескольких сотен картин: самые знаковые из них представлены на выставке.

Идея. С чего все началось

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Идея восстановить облик Выставки русского искусства в Нью-Йорке пришла кураторам еще во время работы над персональной экспозицией художника Сергея Виноградова, одного из организаторов американской авантюры. Главной целью художников в Америке была продажа произведений, поэтому участники предоставляли свои лучшие работы. Для современного зрителя этот показ представляет уникальный срез русского искусства первой четверти ХХ века.

Дальше восстанавливаем историческую хронику событий: рассказываем об этапах подготовки американской выставки и ее проведении.


Подготовка к выставке в США

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Кустодиев Борис. Купец. 1923. Нижегородский государственный художественный музей

Художникам предлагалось присылать в оргкомитет выставки произведения, написанные недавно, а также наиболее успешные и известные работы прошлых лет или их повторения. Со всей России было получено свыше 1000 произведений от сотни художников, в том числе от Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Ильи Машкова, Аполлинария и Виктора Васнецовых. Позже в Нью-Йорк из Парижа и Берлина будут доставлены холсты и рисунки Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и других авторов, живших в тот момент в Европе. Общее количество экспонатов достигнет почти полутора тысяч.

В конце 1923 года с Рижского вокзала в Москве организаторы выставки Сергей Виноградов, Иван Трояновский, Федор Захаров и Константин Сомов отбыли в Ригу. В начале января 1924 года члены комитета художников на пароходе из Англии отправились в Нью-Йорк.


Экспозиция в Нью-Йорке

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Прибыв в Нью-Йорк, русские художники были ошарашены городом. «Америка совсем не похожа на Европу, совсем особая страна...» — писал жене Виноградов. Для проведения выставки был арендован почти весь верхний этаж в высотном доме Большого Центрального дворца, в самом центре Манхэттена на Лексингтон-авеню. Проводить экспозицию на 12 этаже было в новинку для русских художников — непривычно высоко.

Однако были и плюсы у такой площадки — большие окна по стенам и верхний свет. И все же работ оказалось так много, что их зачастую приходилось вешать в два ряда, а естественного света оказалось недостаточно.

«Всюду мы расставили плетеную мебель натурального цвета и много зеленых деревьев. Вышло нарядно».

Игорь Грабарь
один из кураторов выставки

Афиша выставки

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Захаров Фёдор по мотивам картины Бориса Кустодиева. Афиша Выставки русского искусства. 1924. Частное собрание, Москва

Первоначально над афишей трудился Константин Сомов. Игорь Грабарь предложил сюжет для афиши: русская женщина летит из России в Америку и бросает над Нью-Йорком цветы (искусства): вдали Кремль, а внизу спереди небоскребы. Однако работа над постером не задалась с самого начала. На последних этапах работы над афишей Сомов отмечает: «Нарисовал порядочную пошлость — летящую крестьянскую девушку среди берез»

В конечном итоге для афиши была выбрана одна из картин Бориса Кустодиева — «Лихач». Для постера оригинальное изображение было переработано Федором Захаровым. Правда, восприятие этого плаката американцами стало настоящим курьезом.

«...американцы никак не могли принять кустодиевского «Извозчика» за извозчика и все спрашивали: «Это городовой?» — «Нет, не городовой, а извозчик». — «Ах, это значит Дед Мороз»... многие из публики брали и уносили себе этого «русского Деда Мороза»»
Сергей Виноградов
один из организаторов выставки

Покупатели

Интерес к русской живописи у иностранной публики был больше этнографический. Новейшие течения не нашли признания, приобретали в основном произведения живописцев «старой школы», русские пейзажи, сцены из народных праздников и крестьянской жизни. Наибольшей популярностью пользовались полотна Василия Поленова — из 13 представленных работ было продано 11.

За время нью-йоркской экспозиции было продано более 90 экспонатов, среди которых большую часть составляли живописные полотна. Главным меценатом выставки стал Чарльз Крейн — итоговая сумма его приобретений превышала 20 000 долларов. Среди покупаталей было многих известных людей того времени: композитор Сергей Рахманинов приобрел картины Сомова и Виноградова, оперный певец Феедор Шаляпин купил статуэтку Коненкова, первый директор по дизайну Tiffany&Co Луис Комфорт Тиффани стал обладателем полотен Виноградова и Бобровского.


Как собирали раскупленные работы

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Кончаловский Петр. Перед зеркалом. 1923. Государственная Третьяковская галерея

После выставки многие работы были рассеяны по разным странам. Команда Музея русского импрессионизма разыскала многие из них в коллекциях США, Великобритании, Швейцарии, Испании, Франции, Германии, Австрии и других стран. Поиски работ были по-настоящему детективными — на сбор ушло более полутора лет.
Например, работу Петра Кончаловского «Перед зеркалом» удалось разглядеть только на фотографии с нью-йоркской экспозиции: первоначально считалось, что на выставку 1924 года была отправлена другая, аналогичная работа Кончаловского — на ней девушка была изображена не спиной, а лицом к зрителю.

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Белкин Вениамин. Фрукты на синем. 1910-е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Работа «Фрукты на синем» Вениамина Белкина в списке картин, вернувшихся с выставки, названа «Фрукты на синей ткани». Окончательно подтвердить участие полотна в экспозиции 1924 года удалось лишь с помощью сохранившегося фрагмента этикетки американской выставки на обратной стороне холста.

Русское искусство в Америке: что нужно знать перед походом на выставку «Другие берега»

Архипов А. Молодая крестьянка. 1920. Частное собрание

Произведение Абрама Архипова «Молодая крестьянка» до 2008 года находилось в фондах Художественного музея Нового Орлеана и было недоступно широкой публике. Только в 2008 году картина была выставлена на аукцион Christie’s и продана в частное собрание.

Выставка проходит до 16 января. Билеты по 450 рублей.

27 октября

Новости