Московские здания сохранили много следов войны и бомбардировок. На фасаде Пушкинского музея видны следы от осколков разорвавшейся рядом бомбы, а в Нескучном саду, Битцевском парке и других местах до сих пор остались бетонные ДОТы (долговременные оборонительные точки). Летом 1941 года Москва была отчасти деревянным городом: многие жили в бараках, которые оказались разрушены после войны. К счастью, никакой архитектурной ценности они не представляли. А вот для других построек в столице появилась специальная служба инженерной разведки. Ее отряды оперативно реагировали на разрушения от бомбардировок и занимались маскировкой стратегически важных промышленных и гражданских зданий. Рассказываем, как это было.
«Сердце Москвы» от налетов немецких бомбардировщиков спрятали основательно. Перекрасили все внутренние площади, крыши и фасады. На Красной площади соорудили целые «потемкинские деревни»: масштабные фальшстроения из фанеры и полотнищ, которые должны были дезориентировать противника. Храмы и их позолоченные купола покрыли защитным цветом, кресты сняли, а рубиновые звезды на башнях спрятали в деревянные короба. Несмотря на все ухищрения, в 1941 году фугасная бомба весом полтонны все же угодила в здание Арсенала, полностью разрушив его восточную часть. Через несколько дней еще один 250-килограммовый снаряд попал в Большой Кремлевский дворец, пробил крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала. Бомба зловеще шипела, но каким-то чудом не взорвалась.
Когда-то на этом месте располагался конный цирк, который странным образом сгорел (по слухам, подожгли). Землю купила Варвара Морозова и подарила младшему сыну Арсению на 25-летие. Молодой человек, вернувшись из путешествия по Испании, построил необычный особняк в испано-мавританского стиле. Современники задумку юноши не поняли, считается, что мать, увидев замок с башнями, сказала что-то вроде «раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знать будет». После революции больше 20 лет тут располагалось посольство Германии, а во время войны – что по-своему символично – Совинформбюро, откуда передавались сводки боев. После войны в особняк вновь въехали немцы – посольство ГДР. С 2006 года здесь располагается Дом приемов правительства.
Роковую роль сыграл построенный в 1934–1940 годах Театр Красной армии: по одной из версий, для фашистских летчиков он стал ориентиром в замаскированной Москве. Здание имеет форму пятиконечной звезды – символа Красной Армии, которую хорошо видно с воздуха. Лучи указывают на крупные транспортные узлы, причем один из них устремлен к центру города.
Фото: «Википедия»
В июле 1941-го во время ночного налета было полностью уничтожено бомбой конструктивистское здание театра Вахтангова. Несколько сотрудников, дежуривших на улице около театра, погибли. Осколками зацепило даже соседние дома, разбросало куски декораций и реквизит. Новое здание на том же месте открыли в 1947 году – его построили в типичном для того времени стиле сталинского ампира.
28 октября 1941 года прорвавшийся к Москве немецкий летчик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу. Она разорвалась в вестибюле, предварительно пройдя между колоннами под фронтоном портика и пробив фасадную стену. Попади она в его середину, театр был бы уничтожен – осенью 1941-го его на случай отступления заминировали, заложив в подвалы три тонны взрывчатки. Но самого страшного, к счастью, не случилось. Вскоре реставраторы воссоздали роспись плафона главного фойе, провели отделку дверей и зрительного зала. И уже 26 сентября 1943 года вернувшаяся из эвакуации труппа показывала на основной сцене патриотическую оперу «Иван Сусанин».
Фото: архивы пресс-служб
На месте нового корпуса ЦУМа (он выходит фасадом на Кузнецкий Мост) с 1862 года находился первый московский пассаж, построенный по заказу купца Гаврилы Солодовникова позади знаменитого торгового дома «Мюр и Мерилиз». В грандиозном торговом сооружении кроме магазинов располагался один из первых московских кинотеатров «Синема-театр». В начале 1920-х годов сюда переехало Российское телеграфное агентство, в котором работал Владимир Маяковский. В 1941 году пассаж уничтожила сброшенная бомба. После войны остатки здания разобрали, на месте разбили сквер, а с 2007-го здесь находится новое крыло ЦУМа. Кстати, в ходе его строительства археологи обнаружили около 300 древних захоронений.
На Моховой улице напротив Ленинской библиотеки есть промежуток между двумя домами, в котором открывается удачный вид на кремлевские постройки и золоченый купол Ивана Великого. До войны этого пробела не было, а дома, построенные еще в 1880-е, были единым целым. Летом 1941 года в дом попала бомба, которая провалилась до подвала и полностью уничтожила его среднюю часть – осталась лишь груда щебня. После войны сохранившиеся части добротной постройки отреставрировали, но восстанавливать разрушенную середину не стали.
Построенное в качестве путевого дворца для Екатерины II, в 1812 году здание на короткое время стало домом для Наполеона, отступавшего из разоренной Москвы. После революции дворец несколько раз переходил из рук в руки: здесь был лазарет, Петровский районный комитет, отдел милиции. В 1923 году в здание въехала Военно-воздушная академия имени Жуковского, самым известным выпускником которой был Юрий Гагарин. Осенью 1941 года здесь базировались штабы авиации дальнего действия и войск ПВО.
«Странноприимный дом» на 100 мест – больницу и богадельню – открыли 28 июня 1810 года: граф Шереметев хотел посвятить ее любимой жене Прасковье Жемчуговой, умершей после родов, но сам не дожил до окончания работ. Имя выдающегося советского медика Николая Склифосовского институту было присвоено в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны здесь принимали десятки тысяч раненых, спасли тысячи жизней. При этом не прекращалась научная работа: разрабатывались вакцины, проводились медицинские исследования.
Фото: «Википедия»
Особняк Зинаиды Морозовой, построенный по проекту Федора Шехтеля, до революции был одним из главных в Москве светских салонов и считается возможным прототипом дома Маргариты в романе Булгакова. В годы советской власти в здании устроили приют для сирот-беженцев из Бухареста, а с 1938-го оно стало домом приемов МИД (им остается и сейчас). Особняк стал свидетелем исторического события: именно здесь в 1943 году союзники подписали Московскую декларацию, ставшую важнейшим этапом в формировании антигитлеровской коалиции.
10 мая, 2020