В небольшом, но очень уютном частном музее Анатолия Зверева до середины августа работает выставка «Птица-тройка и ее пассажиры». Название отсылает к знаменитому лирическому отступлению из «Мертвых душ». Чичиков, Ноздрев, Плюшкин оживают на редких офортах Марка Шагала, в графике Анатолия Зверева и специально созданной для выставки скульптуре «Тройка» Вадима Космачева. Собрали главное о выставке и музее.
Сразу двумя вещами. Во-первых, это единственный в России частный музей одного художника – шестидесятника Анатолия Зверева, представителя второй волны русского авангарда. У AZ интересная концепция: здесь нет постоянной экспозиции, раз пять-шесть месяцев она меняется. Каждая выставка имеет свою драматургию, например, на одной из недавних – «Атака Дон Кихотов» – проводились параллели между работами Зверева и литографиями Сальвадора Дали. Теперь аналогичный прием, но с офортами Шагала. Чтобы погрузить посетителей в атмосферу «Мертвых душ», в музейных залах воссоздана обстановка «господского дома»: неоклассические колонны, обои и диваны в цветочек. А на плазменных панелях – черно-белая анимация по рисункам Шагала.
Он легенда и миф художественной жизни Москвы второй половины ХХ века, иногда его называют «русский Ван Гог». Был невероятно плодовит: за 55 лет жизни создал около 30 тысяч работ, писал урывками, никогда к одному произведению не возвращался. Картины и наброски раздавал людям, у которых жил: он был московским странником-скитальцем, по его же меткому определению «свободным человеком в несвободной стране». Художник не получил академического художественного образования, закончил ремесленное училище по специальности альфрейщик (маляр по художественной отделке). Некоторое время работал в парке «Сокольники» – расписывал детские площадки и заборы. Там его заметил известный актер и хореограф Александр Румнев. Он стал первооткрывателем таланта Зверева и представил его коллекционеру авангарда Георгию Костаки. Художник быстро вошел в круг столичной творческой богемы, где был известен под прозвищем «Зверь».
Зверев подолгу гостил у своего покровителя Георгия Костаки, много писал его самого и его семью и даже сватался к одной из дочерей. Когда дача коллекционера и мецената загорелась, работы Зверева (в отличие от других) серьезно не пострадали, а только опалились – их было так много, они были так плотно спрессованы в папках, что кислорода для распространения огня не хватило.
Парадокс: «Мертвые души» – одна из самых проиллюстрированных книг. Над ней работали и карикатуристы, и живописцы вроде Маковского или Кустодиева. Но сам Гоголь писал: «Я враг всяких политипажей и модных выдумок. Товар должен подаваться лицом, и нечего его подслащивать этим кондитерством». Так решительно он отказался от всяких предложений издателя иллюстрировать поэму, которая готовилась к выходу.
Обложку для первого издания в 1842 году писатель нарисовал сам – со знаменитой «необгонимой тройкой», но без всяких намеков на персонажей, с затейливым орнаментом из арабесок, черепов и скелетов. Большинство советских изданий «Мертвых душ» выходило с иллюстрациями карикатуриста Петра Боклевского.
Иллюстрации Шагала и Зверева – неканонические. Конечно, писатель их тоже вряд ли бы одобрил, но к разгадке его феномена они, по мнению многих критиков, подошли довольно близко.
В экспозиции музея 76 офортов Марка Шагала, созданных в начале 1920-х (все из частной коллекции Бориса Фридмана). Серия выполнена по заказу легендарного парижского торговца искусством Амбруаза Воллара и стала своего рода прощанием художника с Россией. Шагал иллюстрировал поэму «близко к тексту», в залах офорты развешены по персонажам.
В отличие от других иллюстраторов «Мертвых душ», Шагал ни для одного героя принципиально не создает четкого портретного образа. Тот же Манилов у него похож то на буддийского монаха, то на Тараса Бульбу. Художник не стремится к достоверности, намеренно смешивает костюмы разных эпох, меняет ракурсы и перспективу. И это очень близкая духу поэмы трактовка.
Известный скульптор Вадим Космачев, эмигрировавший из Советского Союза и живущий сейчас под Веной, обратил внимание на другое интересное противоречие мира Гоголя – конфликт динамики и статики. Кажется, что бричка Чичикова несется с космической скоростью, но по факту она стоит на месте. А вокруг нее движутся картинки помещичьей жизни: как в волшебном фонаре. Этой антитезе и посвящена специально созданная для выставки скульптура Космачева на первом этаже музея. Его кони из металла и дерева будто выскакивают из ниоткуда и несутся на зрителя во весь опор, но на самом деле – застыли, наглухо вмонтированные в стену.
Зверев очень ценил Гоголя, иллюстрировал «Ночь перед Рождеством», «Тараса Бульбу», «Записки сумасшедшего», «Вия». На выставке есть целая галерея персонажей «Мертвых душ» и их имена, зашифрованные в виде анаграмм – художник предлагает зрителю угадать. Есть и отдельная серия портретов самого Гоголя. Зверев везде изображает его в виде птицы – с перьями или карикатурным носом, похожим на острый клюв.
Вставка работает до 18 августа
Билеты: взрослый – 200 рублей, льготный – 100 рублей
11 мая, 2019