«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

Самогонный аппарат, перегоняющий в алкоголь слова об искусстве, ракушки из Темзы, проданные на NFT-аукционе Sotheby’s, а также инсталляция, объединяющая лес с серверными фермами. В Новой Третьяковке открылась выставка New Elements на стыке науки и искусства. Узнали у художников, зачем на нее идти.

Фонд Laboratoria Art & Science Foundation открыл в Западном крыле Новой Третьяковки выставку New Elements, которая предлагает взглянуть на мир как на аналоговый компьютер. Эта выставка о размытии границ между технологическим и природным. Художники экспериментируют с необычным взглядом на данные, информацию и вычислительные процессы. Что, если информация не абстрактна, но вещественна? Что, если смысл не порождение человеческого разума, а является неотъемлемой частью мира?

Ее кураторами выступили Дарья Пархоменко (Россия) и Дитмар Оффенхубер (Австрия — США). Проект реализован при поддержке многолетнего партнера фонда «Лаборатории Касперского». Работы 12 художников покажут, как цифровое и реальное связаны между собой и что на самом деле они гораздо ближе, чем кажется.

Выставка состоит из трех разделов — «Аутографические измерения», «Вычисляя с природой» и «Цифровая материальность» — и объединяет художественные подходы, которые обращаются к материальным аспектам информации и вычислений в разных проявлениях: в природной среде, технологических системах или структурах нейронных сетей.

Томас Сарасено (Аргентина). Printed Matter(s). 2018

«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

Серия фотоотпечатков Printed Matter(s) сделана с использованием самого распространенного и вредного загрязняющего вещества в городской среде — черного углерода. Снимки космической пыли из каталога НАСА напечатаны чернилами, изготовленными художником из черного углеродного загрязнения, извлеченного из воздуха Мумбаи, — так остроумно художник напоминает нам о важности воздуха и вдохновляет на более чуткое и сознательное сосуществование с окружающей средой и другими видами.

«Мы знаем, что если мы прекратим сжигать ископаемое топливо, то уровень смертности снизится. Почему мы смогли так активно отреагировать на непосредственную вспышку коронавируса, но ничего не можем сделать против коллективной угрозы, которая в три раза более смертоносна? Что могло бы произойти, если бы к климатическому кризису относились с той же ответственностью, что и к пандемии?» — говорит Томас Сарасено.


Тереза Шуберт (Германия). Ooze. 2021

«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

Аудиовизуальная биотехнологическая инсталляция, которую Тереза Шуберт создала специально для выставки New Elements при поддержке «Лаборатории Касперского». Инсталляция объединяет лес с серверными фермами. 3D-сканирование этих двух инфраструктур контролируется живой скульптурой — биореактором с водорослями. Зрители, освещая водоросли своими телефонами, помогают им расти. Вместе они образуют гибридную экосистему — техноорганический коллаж мира, в котором природа, культура и цифровые технологии становятся все более взаимосвязанными и неразделимыми.

«Для меня это длительный эксперимент. В течение всего времени работы выставки будут происходить измерения выработки кислорода водорослями и того, как они реагируют на свет. Зрители могут наблюдать за поведением водорослей при помощи видеопроекции и помочь им производить больше кислорода, освещая водоросли своими телефонами. Микроводоросли, живущие в инсталляции, контролируются датчиками и вносят непредсказуемость в систему, как это происходит и в реальной жизни», — прокомментировала проект Тереза Шуберт.


Анна Ридлер (Великобритания). Доказательство работы: The Shell Record. 2021

«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

Во время отливов Темзы художница собирала ракушки, чтобы запечатлеть историю реки: некоторые моллюски уже вымерли, и их там уже не найти. Ракушки использовались как одна из первых мировых валют, и для Ридлер важно, что они собраны рядом с лондонским Сити, одним из финансовых центров мира. Ее коллекция послужила материалом для обучения нейронной сети и генерации бесчисленного количества несуществующих ракушек. Затем они были превращены в токен NFT и проданы на одном из первых NFT-аукционов Sotheby’s.

«Мне интересно взять один объект, а затем изучить его культурные и исторические нюансы. Ракушки использовались как деньги на протяжении тысячелетий почти на всех континентах, часто за пределами традиционных финансовых систем. Внешние скелеты морских моллюсков очаровывали людей с древних времен, они были предметом собирательства (соперничали с голландским безумием по сбору луковиц тюльпанов), европейские коллекционеры тратили огромные деньги на редкие ракушки в XVIII и XIX веках. Хотя, в отличие от раковин, которые приводили к конхиломании (увлечению собирательством морских ракушек, которое было побочным продуктом колониальной торговли и исследований), эти раковины собраны с берегов недалеко от Лондона, крупного финансового центра. Таким образом, они кажутся подходящим предметом для работы с NFT, где ценность определяется теми, кто согласен с этим», — говорит художница Анна Ридлер.



Томас Фойерштайн (Австрия). Poem. 2010

«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

Биотехнологическая инсталляция Poem представляет собой высокотехнологичную художественную вариацию на тему объекта, хорошо знакомого нашему зрителю, — самогонного аппарата. Но эта инсталляция перегоняет в алкоголь не обычные продукты, а слова об искусстве. Подойдите к микрофону, произнесите фразу, и влажный воздух вашего дыхания поступит в машину. Там он проходит несколько трансформаций и превращается в Ursuppe («Первобытный суп»), в котором неорганические молекулы превращаются в органические — процесс моделирует появление жизни на Земле.

«В этом проекте дыхание и произнесенные слова превращаются в молекулярные скульптуры. Задача Poem — перевести речь, сделать ее участницей молекулярных процессов. „Говорить, перегонять, пить“ — такова повторяющаяся формула. Чем больше люди говорят об искусстве, тем больше искусства создается в форме льда, воды и спирта», — говорит Томас Фойерштайн.


Ральф Беккер (Германия). Естественная история сетей/SoftMachine. 2021

«Взглянуть на мир как на аналоговый компьютер»: о чем выставка New Elements

Произведение Ральфа Беккера «Естественная история сетей/SoftMachine» — это электрохимический алгоритмический перформанс художника и машины. Центральный элемент инсталляции — галинстан, жидкий сплав металлов, которым перформер манипулирует через подключенные электроды, изменяя его поведение. Беккер апеллирует к забытому этапу истории вычислений — экспериментам Гордона Паска 1950-х годов с электрохимическими компьютерами, которые имитируют процесс обучения природных экосистем, а также обращается к современным исследованиям биомимикрии, программируемой материи и контролируемого жидкого металла. Перформанс объединяет машинное мышление и текучие, мягкие материалы, позволяя самоорганизующимся качествам проявиться через конкретных материальных посредников.

«Происходящий процесс можно описать как диссипативную структуру — термин, который ввел Нобелевский лауреат в области химии Илья Пригожин. Такая структура интересна тем, что, несмотря на отсутствие равновесия, которое проявляется в спонтанных нарушениях симметрии и образовании сложных систем внутри нее, она устойчива. Подобные системы возникают в различных масштабах — от ураганов до химических реакций и живых организмов», — говорит Ральф Беккер.

Где: Западное крыло новой Третьяковки
Когда: 18 ноября 2021 года — 27 февраля 2022 года
Билеты по 300 рублей, можно купить тут

Фото: Ральф Беккер/предоставлено пресс-службой

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

Новости