Критик Роман Должанский: «На смену поклонам придет череда фотосессий в конце спектакля»

В Москве до 19 декабря проходит XXII Международный театральный фестиваль «Новый европейский театр». В «The City. Говорим» театральный критик и арт-директор фестиваля NET Роман Должанский рассказал о том, почему это событие формирует будущую театральную повестку, в чем магия перфоманс-оперы Sun & Sea и почему смартфон в скором времени заменит и поклоны, и аплодисменты.

О новых технологиях в театре

Новая визуальная культура меняет театр. Люди ходят в него за необычными впечатлениями, но театру бесполезно гнаться за теми визуальными эффектами, которые предлагают YouTube, смартфон и телевизор. Важно говорить о том, насколько театр правильно, уместно и интересно использует те достижения техники, которые предоставляет нам современный мир, в том числе достижения видео-культуры.

Об аплодисментах

В какой-то момент аплодисменты вообще отомрут. Уже сейчас половина зрителей аплодирует посредством телефона, снимая происходящее. В дальнейшем уже не будет поклонов, на смену им придет череда фотосессий в конце спектакля.

Об инстаграмных спектаклях

Некоторые спектакли, в частности «Три сестры» (режиссер Сьюзен Кеннеди — Прим. ред. ), настолько провоцируют на то, чтобы их запечатлеть и немедленно разместить. Потому что это очень яркий спектакль, фактически видеоинсталляция.

О зрителях фестиваля

Театр достаточно демократический вид искусства, но все равно он не для всех. Он работает со смыслами, а не только со вкусами. Поэтому любой театральный фестиваль — возможность заглянуть в будущее театра. И даже люди, которые не бывают на фестивале NET и не знают о его существовании, они все равно, так или иначе, находятся под его влиянием. На сам фестиваль приходят люди, которые формируют запрос: продвинутые театралы, режиссеры, актеры, трендсеттеры — все те, кто формируют театральную повестку и влияют на зрителей.

О перфоманс-опере Sun & Sea

В этой инсталляции люди лежат словно на пляже, а некоторые из них поют. Это современная опера с элементами драматического театра. В Венеции инсталляцию показывали в здании бывшей церкви, уже недействующей, но все-таки особая атмосфера места сильно работала. В Москве мы попытались сделать это в обычном театральном пространстве. Приехали певцы, музыканты и реквизит. Песок здесь нашли. Также участвовали волонтеры, которые изображали отдыхающих. Даже те, кто был в Венеции, пришли еще раз насладиться этим оригинальным и остроумным произведением.

Фото: Getty Images

26 ноября, 2021

Новости