Александр Мурашев: «TikTok может объяснить правила русского языка лучше, чем учебник»

Александр Мурашев: «TikTok может объяснить правила русского языка лучше, чем учебник»

В «The City. Говорим» писатель Александр Мурашев рассказал о том, почему одних учителей мы вспоминаем с благодарностью всю жизнь, а других — нет, как относиться к повальному увлечению среди школьников TikTok и чем хорош дистант.

О бунте против классической школы

Количество людей, которые говорят, что школа не работает — колоссально увеличилось. В 2016 году прогремел пост, который начинался со слов: «Кидайте в меня камни — я плохая мама». Автор поста писала о том, что не будет делать домашку с ребенком, так как не может видеть, как ребенок семь часов учится в школе, потом еще пять делает домашку и затем ложится обессиленным спать. А они не общаются. Потом вокруг меня было все больше историй, когда ребенок был маленький и чем-то увлекался. Но затем он идет в школу и теряет этот интерес. Мне было важно понять, почему одних учителей мы вспоминаем спустя годы не в ночных кошмарах, как я свою математичку. Она била меня толстенным журналом по голове. А других помним десятилетия спустя, приезжаем к ним домой, говорим о том, что они повлияли на нас.

О галстуках и смелых поступках

Я общался с одним олигархом, который запустил одну из частных школы в Москве. И пытался узнать у него, какого учителя он вспоминает, когда речь заходит про школу. Он назвал одного учителя-географа, с которым они ездили на сборы. Того учителя всегда пытались обязать носить галстук, а он их терпеть не мог. И он упорно, раз за разом повязывал себе ковбойский шейный платок. Вот этот мужественный поступок — пойти против правил, быть самим собой — он запомнил и пронес через всю жизнь.

О новых возможностях


Учитель больше не светоч, он не несет знания. Это то, что поменялось в дистанте — у ученика появился выбор. Раньше ты сидел, слушал и не мог никуда деться, а теперь есть возможность уйти с урока, перейти в Facebook или Google.

О сложностях дистанционки

До дистанта все говорили: «Боже мой! Только дай им возможность сидеть в телефонах, никто ни с кем не будет общаться, не будут вылезать из гаджетов». Демоверсия этого кошмара была во время пандемии. В тот период я переговорил с сотнями учеников, все как один говорили: «Когда же мы вернемся в нормальные классы? Я больше не могу видеть компьютер».

Об учителях

Сергей Казарновский (заслуженный учитель России — Прим. ред.) считает, что есть два типа учителей: те, которые говорят детям и те, которые говорят с детьми. У педагога всегда есть два варианта — либо за ученика, либо за предмет. Тем, кто за предмет, им действительно очень сложно сейчас говорить с камерой, потому что она фиксирует тебя таким, какой ты есть — с каменным лицом. Нужно быть интересным своему ученику.

О TikTok

Учителю важно идти туда, где его аудитория. Его аудитория — ученики. Ученики где? В TikTok. Я не вижу ничего плохого, что в TikTok может быть образовательный контент. Это прикольно и весело. У тебя остается все на подкорке. Видео с какой-то глупой рифмой и рэпом на 20 секунд может объяснить правила русского языка лучше, чем сухое правило из учебника.

Эфир The City от 25 ноября

Фото: Getty Images

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

26 ноября, 2021