Независимый коллектив «Активного театра» ставит спектакль «Идем на музей» по пьесе «Музей». Евгения Водолазкина. Главные герои — Сталин и Киров, действие происходит в 1930-х годах в СССР. Премьера состоится в середине февраля. В «The City. Говорим» автор романов «Лавр» и «Авиатор» рассказал о том, как начинал с драматургии, и о важности литературного контекста.
Начинал я с драматургии — когда-то пробно написал пару пьес. Но потом увлекся прозой и драматические опыты оставил. Проза меня больше увлекала. Мне казалось, что там можно многое выразить. Проза — это оркестр, где много разных инструментов. Но когда долго стоишь под горячим душем, в какой-то момент тебе захочется холодного. Драматургия же — это одна скрипка, которая при этом может заменить целый оркестр.
Сейчас есть большой запрос на реализм, но все равно нужно осознавать, что искусство не равно жизнь, оно отличается. Оно должно быть реалистичным в большей степени, чтобы человек мог себя отождествить. Это должны быть живые люди, но, с другой стороны, это люди, которые несколько отличаются от нас, потому что важна грань между искусством и не искусством, грань между автоматическим снимком и художественной фотографией. Искусство должно быть отграничено от реальности, недаром у картин есть рама.
То, что делает режиссер, — это произведение режиссера в большей степени, чем мое. Я автор не капризный. И если режиссеру кажется, что это должно быть так, а не иначе, я исхожу из того, что в этой битве он главнокомандующий. Я только наблюдатель и доверяю тем, с кем сотрудничаю. Ни одна из постановок не была для меня разочарованием, наоборот, я всякий раз очаровывался.
Предложений было огромное количество. Их поступает от пяти до десяти в год. Я не капризный. Но кино — это особый вид искусства, оно существует на грани с производством. А производство всегда связано с финансами. Бывает, что человека воодушевил текст, но подводит отсутствие денег. Бывает, я отказываю, потому что договорился с кем-то еще, а там не получилось. Это, скорее, стечение обстоятельств. Люди часто договариваются, а потом исчезают. При этом забывают сказать «до свидания».
Я вхожу в жюри литературной премии «Ясная Поляна». Это единственная премия, которая дает награды и нашим, и зарубежным авторам, и я ни разу не испытывал неловкости за этот выбор. Мне кажется, он очень хорош. Последний выбор «Ясной Поляны» в ноябре 2021 года — очень интересный роман Германа Садулаева «Готские письма» и книга Джулиана Барнса «Нечего бояться», где он рассуждает о смерти с позиции агностика. Кроме того, Барнс просто потрясающий писатель. Я хорошо относился к нему по текстам, но наше общение превзошло все мои ожидания: колоссальное чувство юмора, такт, его суждения — спонтанные, но при этом очень глубокие.
Я не очень люблю учить по своей природе. Понимаю людей, которые это делают, но у меня таких искушений никогда не было. Человек, набирая определенный опыт, хочет им поделиться. В некоторых школах писателей до десяти человек на место. А если говорить про онлайн-марафоны «Напиши книгу за пять недель» — можно и за более короткий срок написать, вопрос только в том, что это будет за книга.
Я думаю, что книги нужно покупать. Хотя при их нынешней стоимости это недешевое удовольствие. Раньше библиотеки рассматривали как предмет престижа и даже как вложение денег. Но сейчас есть другие способы инвестиций и к книгам никто не обращается. Стало меньше домашних библиотек. А я до сих пор с книгами общаюсь как с друзьями, я прохожу вдоль полок, глажу их. Ведь литературный опыт — это в том числе и жизненный опыт.
Я очень хорошо помню себя в разные поры моей жизни, когда я читал разные книги и отождествлял себя с героями. Книга дает возможность прожить разные жизни, потому что вместе с героем мы скачем на лошади, летаем на воздушном шаре, опускаемся под воду — все это опыт, который приходит из книг.
Эфир The City от 17 января
19 января, 2022