80 минут до финала: счастливого конца не будет

Восьмой сезон «Игры престолов» громят и журналисты, и зрители: эпизоды получают худшие рейтинги в истории сериала, а соцсети каждый понедельник завалены злыми мемами. За что фанаты ненавидят новые серии? Прежде всего – за нелогичное развитие героев, особенно Дейенерис Таргариен. Если вы еще не смотрели последнюю вышешую серию, предупреждаем – в тексте нашего критика Антона Хитрова есть спойлеры.

80 минут до финала: счастливого конца не будет

Фото: HBO

В «Колоколах», последней вышедшей серии, Дейенерис сожгла капитулировавшую столицу верхом на драконе – практически сделала то, о чем мечтал перед смертью ее сумасбродный отец, которого так вовремя прикончил Джейме Ланнистер. Видимо, реальная причина низких по меркам «Игры престолов» рейтингов – в донельзя завышенных ожиданиях: двухлетний перерыв так раздразнил поклонников, что их уже ничто не может устроить. Претензий точно было бы меньше, если бы шоураннеры Дэвид Бэниофф и Д. Б. Уайсс утрамбовали финальные главы в один полноценный 10-серийный сезон вместо того, чтобы выпускать семь эпизодов в 2017-м и еще шесть – сейчас.

С драматургией сериала все как раз в порядке – твист из «Колоколов» ее не ломает. Наоборот, к безумию Дейенерис нас готовили как минимум со второго сезона. Помните, когда кхалиси в поисках украденных драконов блуждала по заколдованной башне, ей было видение – полуразрушенный тронный зал в Королевской гавани, покрытый чем-то белым и похожим на снег? Теперь сомнений нет – это был пепел. Между прочим, сценарий к этой серии с символичным названием «Валар моргулис» (в переводе с валирийского «Все умрут») писали как раз Бэниофф и Уайсс. Похоже, семь лет назад они уже знали, какими будут последние шаги королевы на пути к Железному трону. Почти наверняка подсказку дал автор оригинальных романов Джордж Мартин – тогда ведь никто не планировал, что сериал обгонит книги и будет развиваться по собственной траектории.

80 минут до финала: счастливого конца не будет

Сейчас фанаты чувствуют себя преданными, потому что когда-то давно их ослепила харизма героини – так же, как и Джона Сноу, Тириона и многих других. Дейенерис ощущала себя мессией и внушала ту же мысль другим, но никогда не была гуманным правителем. Свергать тиранов и освобождать рабов – дело, конечно, благородное, но массовые казни бывшей элиты – это уже перебор. Внимательные зрители помнят, что среди казненных попадались и сравнительно порядочные люди, которые попали под каток королевских репрессий просто из-за своего высокого положения. Чем ближе кхалиси подбиралась к Железному трону, тем беспощаднее становилась. После того как она заживо сожгла отца и сына Тарли, пленных военачальников Серсеи, отказавшихся давать ей присягу, мы, в общем-то, должны были догадаться, что ничем хорошим ее экспансия не закончится. Потеря двух драконов, гибель ближайших друзей, Мормонта и Миссандеи, и внезапное появление нового претендента на трон тоже подлили масла в огонь – и вот он уже пожирает Королевскую гавань.

80 минут до финала: счастливого конца не будет

Фото: HBO

Теперь не так уж важно, кто займет Железный трон: счастливого конца точно не будет. До сих пор в сериале не случалось ничего непоправимого. Когда Старков перерезали на Красной свадьбе, мы помнили, что дом не вымер окончательно – и верили в его возрождение. Когда Король ночи разрушил Стену, мы знали, что в войне живых и мертвых у живых свои козыри – валирийская сталь и драконье стекло, от которых нежить рассыпается вдребезги. Даже когда Серсея взорвала септу Бейлора и семь сотен человек заодно, мы могли рассчитывать на счастливый финал в отдаленном будущем, который компенсировал бы шок от преступлений королевы. Но ничто не перевесит бойню в Королевской гавани, тем более когда до финала остается 80 минут. Как бы шоураннеры не распорядились этими минутами, мы уже не сможем попрощаться с Вестеросом на светлой ноте.

80 минут до финала: счастливого конца не будет

Фото: HBO

И это на самом деле отлично. Если бы в последнем сезоне восторжествовала гармония, «Игра престолов» не оправдала бы звание первого популярного фэнтези, решительно порвавшего с эскапизмом. Белые ходоки олицетворяли, конечно, никакое не глобальное потепление, а саму войну, которая веками терзала Вестерос: аборигены континента, Дети леса, создали этих существ для борьбы с завоевателями-людьми, а потом потеряли над ними контроль и в конце концов вымерли, уничтоженные собственным оружием. Насилие в «Игре престолов» не решает проблемы, а создает новые. Поэтому бескомпромиссная Дейенерис с ее драконами, дотракийцами и Безупречными с самого начала не годилась на роль спасительницы мира, сколько бы она не твердила обратное. Король ночи умер, но дело его живет до тех пор, пока последняя армия Вестероса не сложит оружие.

Антон Хитров

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться

15 мая, 2019