Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Государственному историческому музею 9 февраля исполняется 150 лет. Он известен нам по красивому пряничному зданию на Красной площади. Но мало кто знает, что тут, в самом центре столицы, находится самая большая музейная коллекция России — около 5 миллионов предметов. Попросили музейных хранителей рассказать нам о самых древних предметах в их коллекциях.

Отдел археологии

Александр Мошинский, заведующий сектором отдела археологических памятников

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

В 1881 году в «Инвентарь коллекциям Императорского российского исторического музея» (сейчас «Главная инвентарная книга Государственного исторического музея») под номерами 1–148 были записаны дары графа Алексея Сергеевича Уварова. Граф Уваров был одним из основателей музея и его первым директором. Коллекция, переданная им музею, состояла из знаменитых кобанских бронз. Данные предметы происходят из могильника, обнаруженного в осетинском селе Верхний Кобан, давшего название культуре. Под номером 1 значится «витой браслет или запястье большого размера» — в современном кратком описании «браслет многовитковый спиральный с закрученными в коническую спираль отогнутыми концами».


Отдел рукописей и старопечатных книг

Елена Уханова, старший научный сотрудник отдела рукописей и старопечатных книг Исторического музея

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Отдел рукописей был основан в 1912 году и является одним из крупнейших и старейших отечественных хранилищ памятников письменной культуры. К настоящему времени здесь собрано более 31 тысячи единиц хранения: греческие папирусы III века до нашей эры — середины I тысячелетия нашей эры, найденные в Египте, новгородские берестяные грамоты XI–XV веков из раскопок 1951–1956 годов и многое другое.

Здесь хранится и один из самых известных в мире памятников византийского искусства — Хлудовская псалтырь. Она названа так по имени собирателя А. И. Хлудова, который приобрел ее в XIX веке для своей коллекции, перешедшей затем в Исторический музей. Рукопись является древнейшим памятником постиконоборческого искусства и обильно украшена 209 миниатюрами, выполненными в Константинополе в середине IX века.

Уникальность кодекса заключается не только в его древности или в богатейшем собрании прекрасных миниатюр, но и в том, что он является одним из первых памятников постиконоборческой эпохи, возникших после более чем столетнего периода уничтожения византийских культовых изображений. Почти сразу же после победы иконопочитателей (843 год) была создана Хлудовская псалтырь, сохранившая в своих изображениях живые отголоски только что завершившейся полемики. Кроме того, 209 ее миниатюр, созданных в Константинополе после длительного периода уничтожения древних памятников христианского искусства, являются редким источником сюжетов и иконографических схем, отразивших как уничтоженные памятники предшествующих эпох, так и активные поиски нарождающегося нового столичного стиля. Они легли в основу последующего развития восточно-христианской иконографии.


Отдел керамики и стекла

Надежда Иорданская, младший научный сотрудник отдела керамики и стекла, хранитель фондов изразцов

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Собрание изразцов ГИМ, насчитывающее около 13 тысяч предметов, является крупнейшим в России. Большая часть коллекции была сформирована уже в первые десятилетия существования музея. В 1870–1880-е годы в русском обществе особенно возрос интерес к народному искусству, его изучению и осмыслению, а русская печь с расписными сюжетными изразцами по праву рассматривалась как элемент национальной культуры. Коллекция изразцов была гордостью музея, ее показывали высокопоставленным особам. Вот дневниковая запись И. Е. Забелина от 8 мая 1891 года о посещении музея великой княгиней Елизаветой Федоровной: «Великая княгиня расспросила о находках в Кремле, что замечательного. Я указал на богатство изразцов».


Отдел нумизматики

Евгений Захаров, старший научный сотрудник отдела нумизматики

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Перед нами медная литая монета (асс) из Ольвии второй половины IV века до нашей эры. Она поступила в Исторический музей в 1884 году. На лицевой стороне монеты изображена голова горгоны Медузы, призванная защитить ее от нечистых на руку людей, а на оборотной — эмблема Ольвии — орел, терзающий дельфина, и сокращенное название города.

Монета выделяется редким для практики древнегреческого монетного дела размером (она весит 106 граммов) и тем, что она была отлита, а не отчеканена. Эти особенности связаны с местными традициями денежного обращения, история которого, как считается, началась с использования в качестве денег весовой бронзы.


Отдел тканей и костюма

Татьяна Иванова, старший научный сотрудник отдела тканей и костюма

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Перед нами кокошник Тверской или Новгородской губернии второй половины XVIII века. Он поступил к нам, в Исторический музей, в 1886 году как дар от императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. Обратите внимание на богатое оформление этого головного убора: бархат, золотные пряденые нити, золотный шнур, цветные стекла, металл, колотый перламутр, бисер.


Отдел дерева и мебели

Наталия Углева, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Собрание мебели Исторического музея ведет свой отсчет с 1890 года. Первый его экспонат — стол русской работы XVI века, который поступил в качестве дара от настоятельницы Новодевичьего монастыря матери Антонии. Стол принадлежал Софье Алексеевне Романовой и являлся частью убранства ее палат в Новодевичьем монастыре, где проводила последние годы жизни опальная царевна. Стол имеет складную конструкцию, позволяющую легко перемещать его, и накладную столешницу, украшенную в технике темперной живописи росписью в духе восточных тканей. Предполагается, что он был выполнен в Оружейной палате и происходил из кремлевского царского имущества, привезенного в монастырь для обустройства быта царевны Софьи. Этот артефакт — уникальный памятник русской истории и искусства, так как связан с именем и обстоятельствами жизни одной из ярчайших представительниц дома Романовых, а также являет собой один из самых ранних образцов русской мебели, носящий черты византийского искусства и не имеющий прямых аналогов в собраниях других музеев России.


Отдел письменных источников

Николай Миско, младший научный сотрудник отдела письменных источников

Историческому музею 150 лет: что скрывают его двери

Это собственноручное донесение поручика Гавриила Романовича Державина, известного русского поэта, в период его службы в Секретной следственной комиссии при генерал-аншефе А. И. Бибикове во время Пугачевского восстания. В донесении от 4 августа 1774 года астраханскому генерал-губернатору П. Н. Кречетникову Державин извещал последнего о своих злоключениях в результате перехода подчиненной ему казачьей сотни на сторону восставших.

Личные свидетельства Державина стали одним из ключевых источников по истории пугачевщины, и ими безуспешно интересовался А. С. Пушкин, который искал фабулу для написания «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки».

Документ был подарен Историческому музею Алексеем Васильевичем Орешниковым, нумизматом и одним из первых его научных сотрудников, еще в 1882 году, то есть за год до открытия залов музея для публики.

Фото: @StateHistoricalMuseum

Еще больше о новых фильмах, музыке и премьерах — в нашем паблике во «ВКонтакте»

Подписаться

Новости