«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

В прокат вышла «Смерть на Ниле», экранизация популярного детектива Агаты Кристи об Эркюле Пуаро и сиквел «Убийства в Восточном экспрессе» 2017 года. Алина Кузьо без спойлеров рассказывает, что может понравиться в этом многострадальном фильме.

Видео: 20th Century Studios Russia/YouTube

Некоторым фильмам не везет, их буквально преследуют неудачные стечения обстоятельств. В случае со «Смертью на Ниле» такой стала и пандемия коронавируса, и обвинения против Арми Хаммера. Как известно, студия Disney щепетильно относится к репутации своих релизов. Наверняка ее сотрудникам пришлось попотеть, когда они узнали, что в новом и многообещающем проекте одну из главных ролей исполнил человек, которого обвиняют в насилии и, господи прости, желании кого-нибудь съесть.

Но, как ни забавно, скандалы и отмена Арми Хаммера не испортили восприятие его персонажа, а, напротив, поставили его под подозрение. А ведь это прекрасно, когда под подозрение попадают все герои детективной истории. Как правило, у этого разные причины: одни ведут себя странно, у других слишком хитрая улыбка, третьих играют актеры со злодейским амплуа. Хаммер злодеев играл редко, и вот тут для тени сомнения пригодился реальный бэкграунд.

«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

Сам фильм Кеннета Браны тоже оказался в тени сомнения, но по причинам более кинематографическим. Во-первых, «Смерть на Ниле» — чуть ли не более известная детективная история, чем «Убийство в Восточном экспрессе», и создать интригу в ней было непросто. Во-вторых, у нее уже есть вполне пристойная экранизация, сравнений с которой было не избежать. В-третьих, «Убийство в Восточном экспрессе» Браны понравилось далеко не всем, а значит, стоило ожидать скепсиса и по отношению к новому фильму.

Видно, что Брана учел отзывы о своем Пуаро и подкорректировал то, что сразу бросается в глаза, — усы. Агата Кристи, видя экранные воплощения Пуаро то без усов, то с усами слишком уж жидкими, очень расстраивалась. Появление Браны в образе Пуаро в «Убийстве в Восточном экспрессе» могло вызвать у нее комментарии иного толка — в стиле «ну надо и меру знать». В «Смерти на Ниле» внимания и места усам дается заметно меньше. Зато сыщик все еще увлечен парными предметами и изысканными десертами. А еще попадает в нужное время в нужные места.

«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

Так, фильм начинается с того, что Пуаро становится свидетелем драмы: молодая пара (как мы позже узнаем — Саймон и Жаклин) жарко танцует под блюз. Затем Саймон знакомится с подругой детства своей спутницы — богачкой Линнет, и лишь слепому не бросается в глаза искра, которая между ними пробегает. Через шесть недель бельгийский сыщик уже в Египте, приглашен на свадебную вечеринку, вот ведь совпадение, к Саймону и Линнет. Вскоре сыщик оказывается и на пароходе «Карнак», где, конечно же, произойдет убийство.

Отличной находкой прошлой экранизации романа «Смерть на Ниле», снятой в 1978 году, была визуализация убийства — как будто его у нас на глазах совершает каждый из подозреваемых. Раз мы видим, как все они совершают хладнокровное преступление, то теряемся в догадках и до последнего не понимаем, кто же из них виновен. Таким образом режиссер Джон Гиллермин просто, но умело использовал ту самую магию кино — показывал то, что Пуаро лишь проговаривает, заставлял нас принимать воображаемое за реальное.

Брана этот прием не повторяет, и, более того, среди его героев мало кто попадает под наше подозрение. Это происходит потому, что вместо чистого детектива, какими были прошлый фильм «Смерть на Ниле» и, конечно, книга Агаты Кристи, он снимает полудетектив-полудраму, историю о любви — страстной и вялотекущей, способной на созидание и разрушение, эгоистичной и нет. Все герои его фильма то и дело говорят о любви, потому что все знают, на какие страдания и жертвы она может толкнуть. Нельзя сказать, что эта благая цель идет фильму на пользу. Из-за того, что и сыщик, и подозреваемые так увлечены чувствами, не все из них успевают включиться в детективную интригу. А ирония, которой местами пропитан фильм, в какой-то момент сдается под натиском трагедии любви и смерти. Зритель начинает сопереживать и теряет интерес к детективной загадке. Для Пуаро задача сыщика наполняется мотивом мести и чувством горечи. Но зачем все это? Так ли Брана хорош в режиссуре, чтобы умело сочетать такие сложносочетаемые жанры?

«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

Если верить номинациям Американской киноакадемии этого года — да, Брана хорош. Его новый фильм «Белфаст» получил семь номинаций на «Оскар», включая режиссерскую и главную — за лучший фильм. Но «Белфаст» — маленькое черно-белое кино, к тому же автобиографическое, а «Смерть на Ниле» — студийная махина, и, чтобы справиться с ней, нужно мастерство определенного толка. И хотя для Браны-постановщика это далеко не первый блокбастер, в конце концов, в его послужном списке есть «Тор», кажется, он намного увереннее в более камерном кино. Например, его ремейк «Игры навылет» с Майклом Кейном и Джудом Лоу, несмотря на некоторую нелепость, был цельным фильмом. «Смерть на Ниле» же разваливается на части, теряет зрительскую эмпатию — то из-за этих перескоков с одного жанра на другой, то из-за банального желания приглушить звук на трагичной сцене или показать еще один красивый кадр красного платья, а потом еще и еще. Это «еще» превращается то ли в несдержанность, то ли в безвкусицу.

«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

Особенно учитывая, как и с какой фактурой работает постоянный оператор Браны Харис Замбарлукос. Хотя храм Абу-Симбел, пирамиды и даже Нил и его берега — всего лишь декорации (фильм снимали в Великобритании и США), изображение отливает медовым светом и почти что позволяет ощутить запах пустыни. Но, к сожалению, во всем этом будто нет чувства меры, и порой фильм визуально напоминает ленты База Лурмана, что, конечно, не комплимент.

Центром фильма — и сюжетно, и визуально — становится Галь Гадот: она забирает внимание у Пуаро с его усами и неврозами, отлично отыгрывает легкость, присущую прекрасной богачке, способной купить «этот пароход или эту страну». Эту легкость она будет показывать, даже когда напугана до чертиков. Но, к сожалению, местами героиня Гадот не сочетается со сценарием. Когда Пуаро узнает, что практически все гости свадебной вечеринки девушку недолюбливали, в это верится с трудом. Слишком уж светлая Линнет у нее получилась.

«Смерть на Ниле»: стоит ли идти на новый фильм об Эркюле Пуаро

А вот персонаж Саймона в исполнении Арми Хаммера превратился из субъекта действия в объект, в трофейного мужа. В фильме то и дело подчеркивается, что он неспособен вести дела, беден, чтобы делать подарки, и вообще может лишь стоять здесь и выглядеть восхитительно. Хотя сюжетно любовный треугольник и борьба двух ярких женщин за одного мужчину была прописана у Агаты Кристи, у Браны это воспринимается совсем иначе.

Но некоторых героев и сюжетные линии сценарист Майкл Грин («Бегущий по лезвию 2049», «Логан») изменил полностью — в том числе чтобы добавить интриги. Так, пьющую писательницу заменила блюзовая певица с сильным характером (Софи Оконедо из «Отеля „Руанда“»). И если решения, идти или не идти на этот фильм, находятся на равных чашах весов, то именно эта замена может перевести исход в положительную сторону. Так как с появлением певицы фильм наполнился огромным количеством отличной музыки, блюзом, который делает сносной излишнюю драматичность и подарит удовольствие даже в том случае, если детективная интрига больше не занимает.

Фото: The Walt Disney Studios

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости