«ARTерапия»: современное искусство в Морозовской больнице

В Морозовской больнице появился паблик-арт музей – Владимир Дубосарский, Миша Most, Дамир Муратов, Слава Нестеров и еще 36 художников открыли проект «ARTерапия». Увидеть его могут только сотрудники «Морозовки», пациенты и их родственники. Выяснили, как современное искусство оказалось на «закрытой» территории.

«ARTерапия»: современное искусство в Морозовской больнице

Фото предоставлено организаторами

В чем идея проекта?

Морозовская больница преображается начиная с 2014 года, и помогает ей в этом современное искусство. За пять лет художники сделали из режимного объекта музей – реализовали три арт-проекта под руководством куратора Марины Звягинцевой. Все работы сделаны специально для «Морозовки», а значит – досконально продуманы, ведь очень важен посыл: главное не обидеть болеющих детей, не ввести в ступор, а наоборот – порадовать и отвлечь. Поэтому создатели «ARTерапии» особенно тщательно выбирали темы.

Кто участвовал?

Все художники, которые были готовы попробовать себя в жанре site-specific на территории детской больницы. Например, группа «МишМаш» нарисовала необычных зверей на стенах, Наталья Стручкова создала яркое мозаичное панно «Все в порядке», где изображены кеды, Wi-Fi, спортивные предметы, Сергей Горшков поставил на подоконники деревянные цветы. А для игровых комнат нового корпуса известные авторы, среди которых Владимир Дубосарский, Евгений Дауди, Алина Глазун, Света Исаева, Миша Most, Владимир Потапов, арт-группа ZUKCLUB, расписали в авторском стиле 12 детских стульев.

Фото предоставлено организаторами1 из 11

В «Морозовке» действует жесткий свод правил, поэтому к работам выдвигались определенные требования. Все объекты антивандальные, безопасные, материалы – только те, которые можно мыть медицинскими растворами. Экспонаты стоят в определенных местах, чтобы не мешать персоналу. Помимо этого, были «художественные» нюансы. Куратор Марина Звягинцева объясняет: «Не всем хватало позитивного посыла для работы в больнице. С теми, кто решил попробовать, пришлось обсуждать условия: что можно делать, а что нельзя. Например, один из авторов хотел на двери нарисовать мороженое, но я его переубедила: 90% детей во время лечения нельзя есть сладкое. И таких «но» очень много».

«ARTерапия»: современное искусство в Морозовской больнице
Юлия Басова
инициатор арт-проектов в «Морозовке»
Я поняла, что искусство необходимо больнице задолго до того, как узнала об арт-проектах Марины Звягинцевой. Тогда только стала председателем попечительского совета больницы, часто ходила по этажам, была в палатах и видела, как все уныло, а деткам ведь нужна радость. Они и так бояться рентгена, МРТ, КТ. Мы начали привлекать художников, они расписывали стены и кабинеты. И дети правда перестали бояться: в кабинете МРТ они засматривались на космический корабль, а на рентгене разглядывали цветочную поляну. Мы тогда работали под девизом: «Пусть у нас будет больница, в которой не страшно». Детям важно, чтобы было то, что их удивляет, вызывает интерес, что-то, купирующее страх. Позже я совершенно случайно узнала о нереализованном арт-проекте Марины – «ART-прививка». Тогда сразу ей написали: «Мы хотим». Так все и началось.

Марина Звягинцева. «Игровые коммуникации». Фото: Антон Газин 1 из 8
«ARTерапия»: современное искусство в Морозовской больнице
Марина Звягинцева
куратор выставок в Морозовской больнице
Очень давно я сделала арт-проект для одной из детских поликлиник в спальном районе, но он не сложился. Зато получился на бумаге: художники придумали работы. О нем узнал попечительский совет Морозовской больницы и предложил осуществить проект в своих стенах. Он назывался «АRT-прививка», сейчас это постоянная экспозиция. В 2015-м я реализовала проект «Игровые коммуникации»: на фасаде корпуса 22а, который внешне напоминает серый бункер, сделала большую кардиограмму из труб, внутри которых – игрушки. Ее длина – 600 метров. Третий проект – «ARTерапия» растянулся на все семь этажей нового корпуса. Название символичное: как артерия пронизывает все тело, так и наша выставка – все здание. При работе над объектами художники отталкивались от своих плохих воспоминаний о больнице, главное из которых – страх. Авторы пытались его преодолеть при помощи арта. Дети общаются с миром, играя. Именно игра помогает им абстрагироваться от переживаний и позволяет в любом месте чувствовать себя как дома. Наш проект в «Морозовке» – это лекарство против страха.

Фото предоставлено организаторами1 из 7
Мне понравилось современное искусство на стенах «Морозовки»: не было ощущения, что ты находишься в больнице. Дочь любила смотреть на большие яркие фигуры, они поднимали настроение (лежали в пульмонологии, где на стенах – проект «МишМаш». – Прим. ред.). Ребенок бежал к этим фигуркам, говорил: «Мама, смотри, – это кит, а это мишка, а здесь – лисичка». Картинки помогали дочери отвлечься, забыть на некоторое время о болезни. Это намного лучше, чем пустые стены. Такой арт в стенах больницы мы видели в первый раз. Считаю, что нужно сделать побольше картинок в подобных местах.
Наталья
мама трехлетней пациентки

Ксения Сергиенко

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться

Новости