В Москве появился сервис по аренде современного искусства – DaiDa. Редакция The City уже выбрала картину для своего офиса: как только ее привезут, мы расскажем, как повлияло искусство на общую атмосферу и творческую производительность. А пока – о самом сервисе.
Фото: DaiDa
Как это работает
Подбираете картину на сайте, решаете, на какой срок хотите ее забрать к себе (от одного месяца до полугода), выбираете день доставки – и все, подписка оформлена. Цена пока что акционная: один месяц аренды обойдется в 990 рублей, три – в 2490, полгода – 4900 рублей. В будущем она поползет вверх, но пока сервис набирает клиентский пул. Если картина очень понравилась, можно ее выкупить, но для этого она должна быть у вас в аренде больше шести месяцев.
Откуда такое название?
У DaiDa две смысловых нагрузки. Первая – дублирование принципа «Да и...», смысл которого в надстраивании идей членов команды вместо критики: вы принимаете предложение и добавляете к нему что-то свое. Вторая – отсыл к дадаизму, популярному течению в литературе и живописи, возникшему во время Первой мировой войны.
Какие картины можно арендовать?
Пока что на сайте около 250 картин современных авторов абсолютно разных жанров: от реализма до абстракции. Каких-то принципов отбора у создателей DaiDa нет, заявку на участие может подать любой желающий. Главное требование – чтобы картину можно было сразу повесить на стену, работы в блокноте не принимаются. Но это техническая сторона вопроса. В остальном – полная свобода, неважно даже, есть ли у художника профильное образование.
Фото: DaiDa
Страхуют ли картины перед арендой?
Пока что нет, проблема сохранности решается другим способом. Сервис транслирует идею, заимствованную у психологов: «Не бойтесь, что с картиной может что-то случится. Страх – чувство, которого не должно быть. Вы же не переживаете за телевизор». На случай, если с картиной все-таки что-то произошло, у компании есть реставратор, который оценивает масштаб проблемы. В перспективе художник сам может все поправить, но затраты будет оплачивать арендатор.
Абсамат Хан
сооснователь DaiDa
Идея сервиса родилась осенью 2017 года в рамках исследования, которое мы с коллегами проводили для одной молодой галереи. Мы общались со всеми игроками рынка: стейкхолдерами, покупателями, художниками, галеристами. С каждым также проводили self-experience (попытка примерить на себя опыт другого человека. – Прим. ред.). В результате мы поняли три вещи. Во-первых, люди не понимают, как формируется цена искусства, они вообще не знают, что можно считать сегодня искусством и почему одна работа стоит дорого, а другая – нет. Во-вторых, люди, которые уже купили хорошую картину домой, либо не могут себе позволить что-нибудь еще, либо не видят смысла, так как в квартире банально нет места. И последнее: люди покупают искусство не ради искусства, а чтобы завесить пустые стены. Мы поняли, что галереям не хватает интерактивности и клиентского сервиса, хотя в принципе они – в первую очередь магазины. Именно тогда мне пришла в голову идея давать искусство по подписке. В данном случае мы выступаем не как кураторы, а как медиаторы. Наш сервис – посредник между пользователями и художниками. DaiDa не фильтрует контент, фильтр в данном случае – сама аудитория.
Ирина Осипова
арт-критик
Сдавать искусство в аренду для дома или офиса – отличная идея, даже странно, что она не была реализована раньше. Сразу вспоминается недавняя история, произошедшая в Швейцарии: Фонд Бейелера перед открытием большой выставки Пикассо объявил беспрецедентную акцию и на один день был готов отдать небольшую работу художника в частные руки, чтобы те, кто не может заплатить десятки миллионов за картину на аукционе, тем не менее поняли, каково это – жить с шедевром. Конечно, Пикассо и прочих громких имен в DaiDa нет, но если вам нравится идея украсить интерьер современной живописью, а к собирательству душа пока не лежит – это отличный способ попробовать. А там, глядишь, и до собственной коллекции дело дойдет.
Ксения Сергиенко