В Центре Вознесенского на Большой Ордынке открылась тотальная инсталляция «Им 20 лет». Она посвящена 55-летию выхода на экраны фильма Марлена Хуциева, который стал тогда настоящим зеркалом оттепели. Собрали главное об экспозиции.
При словосочетании «главный фильм оттепели» на ум сразу приходит «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Трое друзей – на пороге взрослой жизни, черно-белые кадры повседневной Москвы. Эта картина очень похожа на другую, появившуюся на несколько лет раньше, – «Мне 20 лет» Марлена Хуциева. На этот фильм за его «безыдейность и созерцательность» обрушились советские цензоры. Тогда сценарист Геннадий Шпаликов пришел к Данелии и предложил снять историю на ту же тему, только попроще – без экзистенциальных метаний, более понятную и нужную советскому человеку. Так и появился «Я шагаю по Москве», а обиженный Хуциев до конца жизни не разговаривал со Шпаликовым.
Сценарий фильма «Мне 20 лет» (до цензуры он назывался «Застава Ильича», но упоминание имени вождя в таком безыдейном фильме партийные функционеры не потерпели) Шпаликов написал, когда ему было всего 23, будучи студентом ВГИКа. Картина вообще делалась молодыми и о молодых. Хуциев решил, что очарование юности не сыграть, его можно только передать, причем тем, кто действительно находится в этом нежном возрасте. Актерам, как и их героям, было едва за 20. Марианне Вертинской, сыгравшей девушку, в которую влюблен главный герой, вообще 17. Самым старшим из компании был Андрей Тарковский – на съемках ему исполнилось 28.
Среди героев и в эпизодических ролях появляются Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Кончаловский – люди, определившие суть эпохи.
Выставка в Центре Вознесенского – экспозиция не об оттепели, а об одном кино оттепели, попытка передать его атмосферу. Куратор Алексей Трегубов смоделировал «квартиру современного хипстера, слегка сдвинутого на этом фильме». Залов несколько – сначала попадаешь в обычную московскую комнату: шкаф с одеждой, кресла, лампа, много книг, велосипед. На стене – собрание уникальных фотографий Генриеттой Перьян со съемочной площадки (она была неофициальным фотографом и снимала тайно). Здесь же транслируются кадры из фильма: воображаемая беседа героя с отцом (ее потребовали убрать цензоры), не вошедшие в финальный монтаж фрагменты, титры.
В разделе «Кладовка» – собрание картин представителей «сурового стиля»: пейзажи Георгия Сателя, портреты Юрия Кузнецова и Андрея Дубова. В зале «Политехнический» (по названию музея) – редкие кадры с литературных вечеров поэтов-шестидесятников. Свои стихи, в основном неизданные и запрещенные, читают Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Евтушенко. Эти кадры Хуциев снимал для своего фильма. А потом выяснилось, что, кроме них нет других документальных свидетельств или записей тех вечеров.
Центр Вознесенского
Большая Ордынка, 46, строение 3Последний зал «Родина» – ожившая декорация одной из сцен фильма. В пустой комнате, где идет ремонт, происходил важный разговор: главный герой фильма Сергей спорит о смысле жизни с отцом девушки, в которую влюблен. Пол, потолок и стены оклеены газетами, а из предметов – только работающий телевизор. По идее авторов выставки, это замкнутое пространство – метафора нашего мира: мы отгораживаемся от бушующей за окном природы коробкой, которую формируют СМИ. Есть ли выход из этого тесного пространства? Есть. Эту проблему кураторы решили необычно: не обойдется без сюрпризов и литературных аллюзий.
до 30 сентября
по четвергам и пятницам с 13:00 до 21:00, по субботам и воскресеньям с 12:00 до 20:00
Билеты: взрослый – 300 рублей, льготный – 150 рублей
07 июня, 2019