В этом году на «Кинотавре» будет 19 больших премьер – полтора десятка картин из основной программы, фильм открытия, фильм закрытия, повтор каннской «Дылды» и показ сериала «Шторм». Подробности рассказывает кинокритик Егор Москвитин.
Пронзительный дебют еще одного выпускника мастерской Александра Сокурова – не столько кино, сколько авангардный видеоарт, в котором рифмуются две эпохи. Одна – репетиция современного оркестра в Санкт-Петербурге; вторая – затянутые туманом истории воспоминания о Первой мировой войне. Главные герои и там и там – русские мальчики, одинаково талантливые и несчастные и в бою, и в искусстве. Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Берлине, и там его приняли очень тепло.
Нашумевший в Каннах фильм о мире после войны, которому удалось взломать матрицу кино о Великой Отечественной. Балагов предложил зрителю совершенно новых героинь, новый предметный мир и новые конфликты, свободные от прежних клише. А главное – свой особый, очень живописный, киноязык. Подробнее – в нашей рецензии из Канн.
Еще один российский участник «Особого взгляда» в Каннах. Нарочито банальная история провинциального адюльтера, которая в конце фильма благодаря паре штрихов превращается даже не в портрет страны, а в ее автопортрет – настолько минимальна дистанция между героями и автором, который им искренне сопереживает.
Новый фильм Юрия Быкова, который отличается от прежних хотя бы тем, что в его сценарии (читали его целиком) появляется сильная женщина, за внимание (и прощение) которой и будут сражаться двое мужчин, запертых вместе с ней на заброшенной турбазе в зимнем лесу. У всех героев – криминальное прошлое, и оно неизбежно предъявит им счет.
Новый сериал от автора «Обычной женщины» (и фильмов «Свободное плавание» и «Аритмия»), написанный Натальей Мещаниновой – постоянным соавтором Хлебникова и режиссером «Сердца мира». Два триумфатора прошлых «Кинотавров» объединились, чтобы снять для видеосервиса Start многосерийную драму о напарниках-полицейских, один из которых задумал совершить преступление, а другой не знает, как с этим быть. В ролях: Александр Робак, Максим Лагашкин и Анна Михалкова.
История двух инкассаторов, которые так любят писать стихи, что когда у них начнется творческий кризис, они развяжут войну против всех. Не денег, а вдохновения ради. В главных ролях: Александр Кузнецов и Алексей Филимонов. «Большая поэзия» – первый полнометражный кинофильм Александра Лунгина, известного больше по сценариям. В частности, это он написал для своего отца Павла Лунгина «Братство» – настоящее и боевое.
Художественная интерпретация реальных событий 2015 года – преступлений «красногорского стрелка». В некоем областном центре – на этот раз вымышленном – убивают мэра. Наладить отношения между властями и жителями, между местными бандитами и высоким начальством вызывается «куратор» – что-то вроде Мистера Вульфа из «Криминального чтива», только в российских реалиях. Многообещающий полнометражный дебют режиссера короткого замыкания под названием «Машина».
Дебют выпускника ВГИКа, посвященный лихим 90-м – теме вроде бы давно вспаханной, но современным российским кино толком не засеянной. Исключения можно пересчитать по пальцам: снятые ветеранами «Восьмерка» и «Ненастье», да сделанные молодыми «Хрусталь» (белорусский) и «Нашла коса на камень». Герой «Быка» – юный гопник оказавшийся в неоплатном долгу у настоящих бандитов. Действие происходит в Москве. После «Кинотавра» фильм поедет на международный фестиваль в Карловых Варах – в престижную программу Best of the East.
Еще один отечественный фильм, который добирался до Сочи с пересадкой на крупном международном кинофестивале – на этот раз в Роттердаме. Критики оттуда писали, что актер Григорий Добрыгин, снявший ранее несколько отличных короткометражек и клипов, оказался уверенным режиссером и в полном метре. Речь в картине идет о провинциальной паре, отношения которой испытывает Интернет.
Еще один российский фильм про содержанок – и вновь с Александром Кузнецовым, сыгравшим в одноименном сериале. Главная героиня – молодая москвичка, которая ведет параллельные отношения сразу с несколькими мужчинами. Одного из них, что интересно, играет Сергей Гармаш. А в главной роли – завораживающая актриса Алена Михайлова, которую кто-то уже мог видеть в пилоте сериала о моделях «Официально красивые», снятого Ольгой Зуевой. Редкий российский эротический триллер; надо смотреть.
Новый фильм певицы и актрисы из «Гоголь-Центра» Ян Гэ, предыдущий режиссерский опыт которой – «Ню» – год назад наделал шуму на ММКФ. Новая картина сделана на английском языке и по синопсису напоминает что-то среднее между трактатами Ларса фон Триера и фельетонами Гаспара Ноэ: женщина изменяет мужу, а тот, будучи католиком, начинает таскать ее по священникам и психотерапевтам. В главной роли – сама Ян Гэ.
Действительно долгожданный полнометражный режиссерский дебют Анны Пармас – соавтора фильмом Дуни Смирновой и постановщицы клипов «Ленинграда». Анна Михалкова играет мать семейства, муж которой уходит к молодой красавице из фитнес-клуба. Но обычная женщина решает не отпускать его просто так. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева шутит, что в этом году в основной программе сразу два фильма о гинекологах – этот и «Верность». Есть к чему присмотреться.
Пять лет назад режиссер-дебютант привезла на «Кинотавр» фильм «Как меня зовут» – очень чувственную, оглушительно откровенную и психологически точную зарисовку из жизни молодых девушек. Затем Сайфуллаева сняла в той же стилистике пилот сериала «Детки» – но он пока что так и не стал полноценным телесезоном. Зато после «Деток» продюсеры ТВ3 и ТНТ спродюсировали ее «Верность» – фильм о паре, расколотой подозрениями в изменах. В ролях: Евгения Громова и Александр Паль. По всей видимости, фильм выйдет на сервисе «ТНТ-Премьер» с возрастным ограничением 18+, так что ему будет, чем пощекотать зрителю нервы.
Новый фильм Оксаны Карас – режиссера, обладающего даром любой жанр превращать в сказку: ее сериал «Отличница» оказался не столько остросюжетным детективом, сколько романтическим мюзиклом, а ее «Хороший мальчик» – не столько драмой о «дисфункциональной семье», сколько американской школьной комедией о взрослении. В «Выше неба» история о деспотичной маме, заскучавшем папе и дочке с больным сердцем наверняка окажется чем-то магическим – элегией про летний лагерь, дневником девчачьей дружбы, воспоминанием про первый секс и даже подростковым детективом.
Возможно, самый интересный фильм фестиваля – экуменический хоррор про маму, дочку и лесного монстра, которого они придумали, чтобы поменьше ругаться друг с другом. С Юлией Высоцкой в главной роли, об умении которой преображаться мы знаем благодаря «Раю». И с Валерий Гай Германикой в режиссерком кресле – человеком, сумевшим добиться невероятной искренности и психологической точности от сотен участников «Школы». А теперь просто представьте, сколько всего она сможет вытянуть из пары актрис!
История русской бабушки, живущей в избе у дороги, и ее покойного мужа, который является ей во снах и продолжает ее калечить. Два года назад Юсуп Разыков привез на «Кинотавр» фильм «Турецкое седло» – парадоксальное кино о старости чекиста, в котором сочетались такие вроде бы несовместимые жанры, как трагикомедия, фантасмагория и нуар.
Фильм, которым откроется фестиваль: история о возвращении домой, ставшем невозможным. Невозможным, потому что воскресить детство под силу только кино, а воссоздать Одессу 70-х получилось лишь в павильонах «Мосфильма». Сюжет рассказывает о москвиче, приехавшем вместе с сыном к семье в Одессу, и из-за холерного карантина оказавшемся взаперти с родными и прошлым. Главную роль играет Евгений Цыганов, а ассистируют ему Леонид Ярмольник, Евгения Брик, Ксения Раппопорт и Ирина Розанова. Мастерство реконструкции эпох и рассказывания медленных драм Тодоровский уже доказал как минимум в сериале «Оттепель», но «Одесса» вполне может тяготеть и к другим его работам – так что лучше не вешать ярлыки, а дождаться премьеры. К тому же, она состоится уже завтра, 9 июня.
И еще один внеконкурсный фильм – картина, которой закроется фестиваль. Черно-белая драма о СССР середины 50-х и французе, приехавшем в нашу страну, чтобы воссоединиться с семьей. Большинство из нас, наверное, знает 78-летнего Андрея Смирнова как актера из «Елены», «Дневника его жены» и «Девяти дней одного года» и как народного артиста Российской Федерации. То есть как глыбу, которая всегда стояла где-то тут рядом. В таком случае список его режиссерских работ многих удивит: в нем, например, есть «Белорусский вокзал». А новый фильм Смирнов охарактеризовал как свое «кинематографическое завещание» – но хочется верить, что это не так.
И один фильм, который может оказаться чем угодно:
Любовь Аксенова, Александр Кузнецов, Виктория Толстоганова, Иван Макаревич и Мария Шалаева разыгрывают современную версию «Грозы» Александра Островского – в новом социальном контексте, но с нетронутым текстом. Григорий Константинопольский – один из главных провокаторов в нашем кино: чего стоит хотя бы его прошлогодний «Русский бес», взявший на «Кинотавре» приз за режиссуру. Вот и в этот раз должно произойти что-то столь же дикое и драйвовое. Ждем.
08 июня, 2019